Формы дистанционного обучения
С появлением информационных технологий, позволяющих осуществлять обмен информацией на больших расстояниях, стало возможным осуществлять обучение без прямого контакта преподавателя и обучаемого.
Обучение, при котором обучающийся удален от преподавателя и образовательных ресурсов, а учебный процесс проводится с помощью компьютеров, телекоммуникационных и информационных технологий называется дистанционным обучением.
Обучение в отличие от самообразования требует постоянного диалога между обучаемым и преподавателем. Если в традиционном очном обучении диалог предусмотрен самой формой организации учебного процесса, то возможность этого диалога в дистанционном обучении обеспечивают телекоммуникационные технологии.
Дистанционное обучение может проходить в двух формах:
- on-line;
- off-line.
On-line обучение предполагает обмен информацией в режиме реального времени. Отправленное сообщение, достигнув компьютера адресата, сразу же попадает на устройства (обычно на монитор). Такая форма диалога требует надежного канала Internet c высокой скоростью передачи информации и специального программного обеспечения, позволяющего получать и отправлять голосовые или письменные сообщения в режиме реального времени.
При использовании off-line технологий полученные сообщения хранятся, пока пользователь не просмотрит их в удобное время при помощи специальных программ. Эта форма обучения менее требовательна к ресурсам компьютера и линиям связи. Она может использоваться даже при коммутируемом подключении к Internet (то есть при отсутствии постоянного подключения). Для off-line обучения можно использовать электронную почту и различные рассылки.
В дистанционном обучении вполне могут сочетаться обе формы.
Образовательные технологии дистанционного обучения
Образовательной информацией называется совокупность знаний, которые должны быть переданы обучающемуся.
Образовательными технологиями называется комплекс дидактических методов, используемый для передачи информации от преподавателя к обучаемому.
В дистанционной форме обучения структура и организация образовательной информации отличается от структуры и организации образовательной информации в традиционной форме обучения. Это связано с тем, что традиционная форма обучения преподносит большую часть информации в полиграфическом виде, в то время как дистанционное обучение предполагает передачу информации в электронном виде и восприятие ее с экрана компьютера. Для передачи обучаемому информации в электронном виде наиболее удобны следующие образовательные технологии:
- видео-лекции;
- мультимедиа-практикумы;
- электронные учебники;
- компьютерные тренажеры, имитационные модели (обучающие системы);
- тестирующие системы;
- консультации с использованием телекоммуникационных средств;
- видеоконференции.
Системы управления обучением. SCORM
В настоящее время, когда все ведущие образовательные учреждения в мире широко используют дистанционную форму образования, существует специальный вид информационных систем, предназначенных для организации дистанционного обучения. Такие системы называются системами управления обучением (СДО,Learning Management System, LMS). В современных СДО интегрировано большинство образовательных технологий. Преподаватель может строить курс обучения по своему усмотрнию, комбинируя в нем видеолекции, конспекты лекций, гиперссылки на литературу, обучающее тестирование, общение в чате, учет учебной деятельности обучаемых и т.д. На рисунке показано диалоговое окно выбора элементов курса СДО Moodle.
С 2006г. существует международный стандрат SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяет требования к организации образовательной информации вй СДО. Стандарт основан на универсальном формате обмена данными XML. Электронные курсы, созданные в соответствии со стандартом SCORM, могут разбиваться на блоки и включаться в другие курсы, созданные в других SCORM-совместимых СДО.
К самым популярным SCORM-совместимым СДО относятся следующие системы:
- Moodle
- Sakai
- ILIAS
- Blackboard
- eFront
- Прометей
- ShareKnowledge
Отдельно следует сказать о такой важной для дистанционного обучения информационной технологии как видеоконференции. Обычно программное обеспечение для видеоконференций не включается в основной пакет СДО, но может быть легко подключено при помощи различных плагинов. Одними из наиболее популярных решений для организации видеоконференций являются платформы BigBlueButton и Mirapolis.