Информационная система для автостанции — это информационная система, предназначенная для автоматизации продажи билетов на пригородные и междугородние автобусы на конкретном автовокзале, совокупности вокзалов одного населённого пункта, края или области.
Введение
В настоящее время обслуживание клиентов находится на таком уровне, когда система документооборота реализуется на компьютерном оборудовании на очень больших скоростях с использованием многопользовательского режима, а все информационные данные находятся в специализированных базах. Услуги по перевозке пассажиров в границах отдельного региона оказывает, как правило, городской автовокзал. Он должен иметь в своём штате водителей, кассиров, при необходимости системных администраторов и ряд других сотрудников, а также автобусный парк. Основными клиентами автовокзала являются граждане, которые проживают в этом регионе.
Информационная система для автостанции. Продажа билетов
Когда пассажир покупает билет у кондуктора, последний должен сделать отметку в журнале заказов и по прибытии в город, сдать выручку и отчёт в кассу автовокзала. В таблице ниже представлен пример расписания маршрутов:
Рисунок 1. Расписание маршрутов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все маршруты имеют расписание рейсов с указанием времени отправления. После любой продажи билета, кассир обязан отразить это в журнале заказов, пример которого приведён ниже:
Рисунок 2. Журнал заказов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме того, пассажир может сдать билет, который был куплен ранее.
Система «Автовокзал-2» служит для автоматизированной продажи билетов на пригородные и междугородние автобусные перевозки на конкретном автовокзале, совокупности городских автовокзалов или сети междугородних автобусных маршрутов какого-либо региона.
Система позволяет обеспечить следующую совокупность возможностей:
- Возможность продажи билетов в прямых и обратных направлениях, по одному направлению, и, если есть необходимость, то и от промежуточных пунктов, расположенных по маршруту движения.
- Возможность прямой продажи билетов гражданам и продажи билетов на основании предварительных заказов.
- Возможность диспетчерского сопровождения всех возможных работ с рейсами, от поступления их в продажу до отправки загрузочного документа водителю.
- Возможность подготовки информации для бухгалтерии о выручках кассиров и данных для расчётных операций с организациями, которые обслуживают автоматизированную сеть автовокзалов.
Автоматизированная система «Автовокзал+» разработана с целью автоматизации процессов учёта и реализации билетов. Областью использования данной системы должны стать внутриобластные, межобластные и межреспубликанские междугородние автобусные перевозки, которые осуществляются с автовокзала автотранспортной организацией общего пользования.
Система «Автовокзал +» служит для автоматизации технологических процессов по текущей и предварительной продаже билетов на автобусные маршруты, диспетчеризации перемещения автобусов на всех направлениях, учёта финансовых поступлений, создания отчётной документации.
Реализация автоматизированной системы «Автовокзал +» позволяет осуществлять следующий набор функций:
- Функция предварительной и текущей продажи билетов на междугородние автобусные маршруты.
- Реализация функции бронирования автобусных мест на междугородние рейсы.
- Осуществление приёма заказов по телефону.
- Функция учёта и формирования отчётной документации о деятельности кассиров по реализации проездных и багажных билетов на междугородние рейсы.
- Функция формирования расписания движения междугородних автобусов на автовокзале.
- Функция контроля прибытия и отправления автобусов с автовокзала, управление диспетчерской отчётностью.
- Функция учёта доходов автовокзала, получаемых от транспортных перевозок клиентов и их багажа при помощи автобусных сообщений. Учёт доходов от комиссионных сборов, формирование необходимых отчётных документов.
- Функция учёта доходов от пассажирских перевозок для автотранспортного предприятия в плане выполнения взаимных расчётов.
Подобные системы проектировались для использования в больших городах и даже регионах, что, с другой стороны, может считаться недостатком при использовании их в небольших городах, в которых пассажиропоток значительно меньше. При этом, требуются значительные финансовые вложения на покупку такой системы, технического оснащения, а также требуется больше времени, чтобы обучить персонал.
Для создания универсальной системы, необходимо решить следующие задачи:
- Осуществить конфигурирование программного обеспечения.
- Реализовать необходимую базу данных.
- Сформировать необходимый пользовательский интерфейс.
- Выполнить тестирование программного приложения.
Основными участниками системы являются:
- Пассажир, то есть пользователь, желающий использовать услуги автовокзала.
- Кассир, то есть работник автовокзала, обслуживающий пассажиров и обладающий доступом к просмотру и изменению информационных данных.
- Специалист, являющийся администратором базы данных, который административные функции в системе.
У каждого участника системы имеются свои базовые задачи:
- Задачей пассажира является оплата поездки.
- Задачей кассира является получение оплаты, то есть обслуживание клиента.
- Задачей администратора является обслуживание системы и её базы информационных данных, а именно, выполнение резервного копирования, восстановление данных, подключение новых пользователей.
В системе существуют основные и альтернативные потоки. Основной поток включает следующие действия:
- Пассажир идёт на автовокзал для покупки билета на требуемую дату.
- Кассир должен открыть окно продажи и ввести сумму и дату отправления.
- Пассажир оплачивает заказ.
- Кассир проводит заказ и выдаёт билет пассажиру.