Предмет, цели и задачи методики преподавания химии
Методика преподавания химии - это педагогическая наука, которая изучает содержание предмета «Химия» и закономерности его усвоения.
Предметом методики является процесс обучения основам химии в различных учебных заведениях, то есть ею решаются следующие проблемы: для чего учить, чему и как.
К задачам относятся:
- Отбор научных знаний, которые способствуют формированию знаний основ науки у учащихся, и обоснование их с помощью дидактики.
- Выбор методов обучения, необходимых для успешного усвоения знаний, выработки навыков и умений.
Принципы обучения основаны на общих принципах дидактики, которые и определяют требования к методам, средствам и содержанию процесса обучения.
К основополагающим принципам дидактики относятся:
- воспитание и всестороннее развитие;
- научность, систематичность, наглядность;
- сознательность и творческая активность;
- способность перехода учащихся от обучения к самообразованию;
- связь преподаваемого материала с реальной жизнью;
- фундаментальность результатов;
- благоприятный эмоциональный фон;
- коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Методы обучения
Под методом обучения подразумевается совокупность профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности учащегося, которые направлены на усвоение материала предмета и творческое овладение знаниями.
Методы обучения не должны тормозить развитие познавательной активности учащегося и не сводиться только к воспроизведению полученных знаний.
Рассмотрим классификацию методов обучения по Ю. К. Бабинскому:
- По источнику передачи и характеру восприятия информации: словесные, наглядные, практические.
- По решению задач дидактики: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение, закрепление и проверка знаний/умений/навыков.
- По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный.
- По сочетанию методов преподавания и учения: информационно-сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый.
Все методы обучения должны формировать научное знание и соответствующее ему тип творческого мышления.
Типы и структура уроков
Можно выделить следующие типы уроков:
- В зависимости от дидактической цели: вводный, тренировочный, ознакомление с новым материалом, овладение знаниями/умениями/навыками, закрепление знаний, повторение, контрольный, комбинированный, самостоятельная работа, практическая работа.
- По содержанию и способу проведения: беседа, изложение, лекция, консультация, лабораторное/практическое занятие, урок межпредметного обобщения, урок-игра, общий разбор темы, зачет/экзамен.
Структурой урока называется совокупность разных вариантов взаимодействия между элементами урока.
К элементам урока относятся: изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, домашнее задание, а также обобщение и систематизация знаний.