Займы территорий – это форма кредитных правоотношений, в которых в качестве заемщика выступает публично-правовое образование, привлекающее денежные ресурсы для покрытия федеральных, региональных или местных расходов и реализации целевых мероприятий при отсутствии средств в бюджете на такие цели.
Значение российского опыта и зарубежной практики займов территорий
Россия является федеративным государством; на сегодняшний момент в развитии отдельных региональных территорий наблюдаются серьезные диспропорции. Для того чтобы гарантировать всему российскому населению достойный уровень жизни и экономического развития территорий, важно реализовать на региональных территориях политику, которая направлена на обеспечение социально-экономического развития территорий. Поэтому необходимо теоретическое осмысление российского опыта и зарубежной практики управления развитием территорий, в том числе за счет использования таких инструментов, как займы территорий.
Итак, значение повышения эффективности управления региональными территориями, в том числе повышения эффективности использования такого инструмента, как займы территорий, обусловлено следующими объективными обстоятельствами:
- до сегодняшнего момента диспропорции в социально-экономическом развитии территории не преодолены;
- не выработано эффективной экономической политики в отношении развития удаленных территорий, в том числе территорий Восточной и Северной частей страны;
- нуждается в дальнейшем развитии система стратегического и территориального планирования развития территорий, которая бы обеспечивала согласование интересов Федерации, региональных территорий и муниципалитетов.
Зарубежная практика займов территорий
Зарубежная политика развития территорий – это специальное направление публичного управления и соответствующая деятельность органов публичной власти по управлению социальным, экономическим и политическим развитием страны в территориальном аспекте. Политика развития территорий предполагает выстраивание эффективной системы отношений между центром и территориями для обеспечения высокого уровня жизни населения в стране.
Система публичного управления по развитию территорий предполагает реализацию системы мероприятий законодательного, организационного, правового, финансового, экономического и иного характера, реализуемых на всех уровнях публичного управления.
Основные направления публичного управления социально-экономическим развитием территории включают:
- планирование и прогнозирование развития территорий в соответствии с стратегией развития государства в целом;
- бюджетное и налоговое управление;
- методы и инструменты экономического регулирования.
Так, в частности для развития территорий в зарубежной практике широко используется такой инструмент как займы территорий. К числу наиболее востребованных и эффективных займов в зарубежной практике традиционно относят:
Облигационные займы. Облигационные займы, в свою очередь, могут быть подразделены на:
- генеральные облигации – это обязательства, которые гарантированы доходами бюджета и имуществом, составляющим собственность публично-правового образования;
- доходные облигации – это обязательства, которые обеспечивают развитие коммунальной инфраструктуры и их погашение осуществляется за счет доходов, поступающих от коммунальных предприятий;
- смешанные облигации. Такие обязательства не приносят доходов и погашаются за счет ресурсов, полученных от функционирования построенных объектов.
Кредиты, предоставляемые кредитными учреждениями.
- Межбюджетные займы.
Необходимо отметить, что в зарубежной практике местные территории редко самостоятельно выходят на финансовый рынок, выпуская облигации; обычно заемные средства привлекаются посредством взаимодействия с кредитными учреждениями. Так, например, на территории Европейского Союза действует финансово-кредитный институт, который обслуживает обязательства местных и региональных территорий – международная банковская группа «Dexia Group».
Во многих европейских государствах центральная власть выступает гарантом по обязательствам, привлекаемым органами публичного управления территорий, входящих в состав государства. Это позволяет территориям привлекать финансовые ресурсы на более выгодных условиях. Кроме того, это предполагает эффективный контроль со стороны центра, поскольку центральные органы власти:
- запрашивают отчетность относительно финансового состояния территорий;
- используют административные инструменты для воздействия на территории;
- реализуют контрольные мероприятия в отношении соблюдения финансовой дисциплины на региональных и местных территориях.
Российский опыт займов территорий
Российский опыт использования займов территорий также включает перечисленные выше направления:
- привлечение финансов и ресурсов из кредитных организаций;
- привлечение финансовых ресурсов посредством межбюджетных займов;
- привлечение временно свободных финансовых ресурсов граждан и организаций.
Институт займов территорий в российской практике традиционно рассматривается как система правоотношений, которые складываются в связи с использованием региональными и местными территориями временно свободных денежных ресурсов организаций и физических лиц. Это один из ключевых инструментов ликвидации бюджетного дефицита, обеспечения баланса между доходами и расходами бюджета, а также привлечения инвестиций для развития приоритетных направлений экономической системы территории.
Управление займами территорий осуществляют соответственно региональные или местные исполнительные органы. Региональные и местные органы публичного управления наделены правом эмиссии облигаций только в случае принятия регионом соответствующего закона о бюджете или соответственно органом муниципального управления – решения о местном бюджете. При этом, в частности, должен быть определен предельный размер долга, привлекаемых финансовых ресурсов, а также расходов на обслуживание долга.