Регулирование конкуренции – это целенаправленная политика государства по обеспечению соперничества субъектов хозяйствования, формирующего среду, исключающую или ограничивающую возможность отдельного субъекта односторонне влиять на общие условия обращения товаров на конкретном рынке.
Значение исследования зарубежного опыта регулирования конкуренции
Конкуренция в условиях демократического политического и экономического устройства гарантирует участникам рынка, что ни один из них в одностороннем порядке не сможет определять условия функционирования конкретного рынка. Иными словами, конкуренция гарантирует соблюдение основных принципов реализации гражданских правоотношений в демократическом обществе:
- равенство субъектов перед законом и судом;
- возможность свободно определять взаимные права и обязанности на договорных условиях;
- недопустимость действий исключительно с целью причинить вред другому участнику правоотношений.
При этом необходимо отметить, что демократическое политическое устройство и рыночная экономика явления относительно новые для российской действительности, в то время как зарубежными государствами накоплен значительный опыт в вопросах регулирования свободного рынка. Указанное актуализирует осмысление и заимствование наиболее эффективных для российской государственно-правовой действительности методов и инструментов экономического регулирования, в том числе в области конкуренции.
Другим обстоятельствам, определяющим актуальность исследования зарубежного опыта регулирования конкуренции является то обстоятельство, что современное мировое сообщество подвержено процессам глобализации, в том числе в экономических отношениях и в антимонопольном регулировании, в частности.
Становление регулирования конкуренции в зарубежных странах
Становление регулирования конкуренции в зарубежных странах связано с так называемым антитрестовым регулированием. Антитрестовое регулирование начало складываться еще в конце XIX в., прежде всего в США и Канаде.
В последующем в мировом сообществе сложилось несколько моделей антимонопольного регулирования, к числу которых относятся:
- западноевропейская модель регулирования конкуренции;
- особая германская модель регулирования конкуренции и др.
Характеристика основных моделей регулирования конкуренции в зарубежных странах
История регулирования конкуренции в зарубежных странах позволяет выявить многообразие инструментов и мероприятий, реализуемых государствами в рамках антимонопольного регулирования. При этом можно говорить о нескольких наиболее общих моделях регулирования конкуренции:
- американская модель регулирования конкуренции. Правовую основу указанной модели составляют законы Шермана, Клейтона и закон о Федеральной комиссии по торговле. Указанной законодательной базой государство наделяется правом вмешиваться в договорные отношения между экономическими субъектами для предотвращения злоупотребления своим положением на рынке со стороны экономических субъектов, имеющих большую власть на рынке. Так, в частности в соответствии с положениями закона Шермана незаконными признаются договоры и объединения в тресты или в иные организационные формы, тайные сговоры и тайные действия, которые направлены на создание ограничений в сфере торговли или промышленности между территориями штатов или другими государствами. Лица, которые участвуют в антимонопольном сговоре признаются виновными в совершении преступных посягательств и наказываются значительным штрафом и (или) тюремным заключением. Практика применения американского антимонопольного законодательства позволяет утверждать, что в большинстве случаев противозаконными признаются любые соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков, в частности о разделе рынков по потребителям. Типичная американская модель регулирования конкуренции используется также в Канаде, Японии и ряде других стран;
- западноевропейская модель регулирования конкуренции формируется в рамках Европейского союза. В соответствии с положениями договора о создании Европейского союза экономическим субъектам запрещено заключать любые соглашения и осуществлять совместные действия, препятствующие свободной торговле между государствами-членами Европейского союза и направленные на ограничение или нарушение иным образом конкуренции на европейском рынке. Те действия, которые признаются в соответствии с указанными положениями противозаконными, считаются аннулированными. При этом если итогом заключения соглашения или совершения действия будет улучшение производства и распределения товаров, а также прогресс в техническом, технологическом или экономическом смысле, что предоставит потребителю больше выгод и преимуществ и при этом происходить ограничения конкуренции не будет, организация не будет считаться правонарушителем. Кроме того, нормами договора о создании Европейского Союза предусматривается запрет на злоупотребление доминирующим положением любой корпорации на европейском рынке. При этом прямого запрета на создание монополии, использование доминирующего положения на рынке в европейском праве не содержится. Таким образом, в соответствии с западноевропейской моделью регулирования конкуренции преследованию подвергаются не компании монополисты, а именно те компании, которые злоупотребляют доминирующим положением на рынке. В качестве противозаконных в европейском праве рассматриваются следующие приемы против конкуренции: ограничение технического развития или производства в ущерб интересам потребителя, навязывание не соответствующих принципу справедливости условий торговли контрагентам, а также формирование невыгодных условий торговли и конкуренции для контрагентов и др.
Специфические модели регулирования конкуренции складываются в отдельных государствах. Так, например, в Германии наличествует общий запрет на монополии, из которого при этом предусмотрено значительное количество исключений. Так, например, министру экономики предоставлено полномочие по санкционированию сделок, которые могли бы быть признаны незаконными по признаку ограничения конкуренции, в случае, если такие сделки характеризуются общими экономическими преимуществами ввиду чего оправданы и обоснованы.