Зарубежный опыт местного самоуправления – это модели организации муниципального управления в разных странах, успешность которых позволяет учитывать их при организации муниципального управления в России.
Основные модели местного самоуправления в разных странах
Современное демократическое общество невозможно без самоуправления населения на местах. В настоящее время во многих странах активизировалась работа по совершенствованию муниципального управления. В рамках публичной власти актуализированы вопросы организации муниципального управления.
В организации местного самоуправления разных стран можно выделить несколько моделей:
- во-первых, английская, англо-американская или англосаксонская модель;
- во-вторых, европейская, французская или континентальная модель;
- в-третьих, коммунальная или германская модель;
- в-четвертых, иберийская модель.
Английская и французская модели муниципального управления выступают в качестве основных, третья является производной от них, поэтому зачастую ее обозначают как смешанную модель. Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для латиноамериканских стран и по своему происхождению сходно с континентальной моделью.
Основные различия этих моделей составляет соотношение государственной и муниципальной власти при организации муниципального управления.
Характеристика моделей организации муниципального управления в зарубежных странах
В основе организации муниципального управления большинства развитых стран с демократическим режимом находится двух- или трехуровневая система управления. Назначение многоуровневой системы общественного управления состоит в максимальном приближении власти к населению, привлечении населения к процессу управления муниципальными образованиями посредством форм, предусмотренных законодательством. Местное самоуправление основано на соучастии и синергии местного населения и органов управления муниципальным образованием. Граждане муниципальных образований активно участвуют в обсуждении муниципальных правовых актов, проектов муниципальных бюджетов и так далее.
Системе местного самоуправления в Великобритании свойственно применение принципа частных корпораций, выражающегося в совместной работе директоров, исполнительной дирекции и акционеров, роль которых в системе местного самоуправления выполняет население муниципального образования. Совместная деятельность всех заинтересованных сторон в процессе управления населенным пунктом обеспечивает выработку и принятие рациональных решений, повышает эффективность управления, обеспечивает получение необходимого результата. Функция обратной связи населения органов и муниципальной власти на территории Шотландии и Англии обеспечивается общественным советом, который осуществляет взаимодействие с гражданами.
В основе муниципального управления зарубежных стран находится административно-территориальное деление. Изменение границ территорий, являющихся объектом муниципального управления, позволяется только с учетом мнения населения этих территорий. В частности, в Великобритании изменение границ муниципального образования, осуществленное без учета мнения его граждан, признается грубым нарушением прав населения на осуществление местного самоуправления.
Англосаксонская модель муниципального управления не предусматривает должности мэра, функциональная нагрузка такого рода ложится на председателя общественного совета. Исполнительная власть реализуется главой муниципалитета и его аппаратом, сформированным наемными сотрудниками.
В Соединенных Штатах Америки управление графствами осуществляется советами, избираемыми из представителей округов, находящихся на территории графства. Срок полномочий совета составляет 4 года. Избрание советников осуществляется с разницей в 2 года по четным и нечетным номерам, которые им присваиваются. В графствах также, как правило, отсутствует исполнительная власть, ее функциональная нагрузка ложится на отдельных избираемых населением должностных лиц.
Для французской или континентальной модели муниципального управления характерно сочетание государственной и муниципальной власти, между которым трудно установить четкую границу.
Континентальная модель муниципального управления отличается иерархией государственных и муниципальных органов управления, в рамках которой муниципальное управление подчинено государственному. Централизованной властью государства осуществляется контроль за деятельностью муниципальных образований. Для такой модели характерна четкая регламентация функций государственной и муниципальной власти.
Смешанная модель муниципального управления применяется такими странами как Япония, Германия и Австрия. Эта модель сочетает в себе черты континентальной и англосаксонской модели управления. В рамках такой модели могут существовать органы муниципального управления, которые одновременно являются представителями государственной власти, и могут существовать такие территориальные единицы, в которых управление осуществляется президентами, назначаемыми правительствами земель. Президент обладает широкими полномочиями в сфере контроля и надзора за деятельностью органов управления коммунами. Низовым звеном такой модели управления являются главы администраций районов, которые одновременно выступают в качестве государственных чиновников и возглавляют исполнительные органы управления коммунами.
Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для стран Латинской Америки, Португалии и Испании. Также ее применяют некоторые арабские государства. Суть этой модели состоит в том, что каждый уровень административно-территориального деления наделяется своими органами власти в лице местных советов и глав муниципальной администрации. Последних избирает либо совет, либо непосредственно население. Назначение глав муниципальной администрации не осуществляется, но подлежит утверждению со стороны центральной власти.