Запреты и ограничения в конституционном праве – это способы регулирования общественных отношений, реализуемые через такие категории как «предупреждение», «воздействие», «воздержание».
Сущность и значения конституционных запретов и ограничений
Конституционное право рассматривается как ведущая отрасль российского права, что определяет его особую значимость. Конституционные нормы обеспечивают регулирование наиболее значимых для общества и государства отношений, что повышает значимость конституционных запретов и ограничений.
В основе конституционно-правовой политики находятся дозволения и запреты, а также правовые средства и политические институты, которые обеспечивают воплощение в реальность этих запретов и дозволений.
В правовой литературе существуют разные точки зрения на характеристику содержания понятий конституционных запретов и ограничений. С одной стороны, запреты и ограничения рассматриваются в качестве удобных предостерегающих приемов, с другой стороны, в качестве государственных властных сдерживающих средств. Еще один взгляд позволяет рассматривать их в качестве средства охраны, форм воздействия на общественные отношения.
Конституционные запреты и ограничения выступают в качестве способов правового регулирования, применяемых по отношению к общественным отношениям. Запреты и ограничения рассматриваются в качестве юридических способов, обеспечивающих создание барьеров, ограничивающих свободу с целью предотвращения возникновения нежелательного с социальной точки зрения и вредного поведения в обществе, а также его последствий. Запреты и ограничения, установленные Конституцией, воздействуют на определенные виды правоотношений, препятствуя осуществлению определенных действий. Запреты и ограничения признаются полноправными способами правового регулирования, определяя границы правомерности поступков человека, пределы его свободы, предотвращая возможность вторжения в свободу других людей.
Между запретами и ограничениями, установленными Конституцией России, существует тесная взаимосвязь и единство. Возможные отличия от других способов обусловлены характером воздействия на общественные отношения. Ограничения и запреты способны оказывать негативное воздействие на субъектов правоотношений.
При этом между запретами и ограничениями также существуют некоторые различия. Основное из них состоит в том, что конституционные запреты выступают в качестве указания на юридическую невозможность поведения определенного образа, которое по факту возможно. Конституционное ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант общественного поведения. Оно выступает в качестве ограничителя субъективного права, обеспеченного обязанностями определенных должностных лиц.
Конституционные запреты и ограничения соотносятся с конкретными, точно определенными предметами и проступками.
Соотношение запретов и ограничений, закрепленных Конституцией, с дозволениями можно выразить в виде принципов следующего содержания: «все, что не запрещено, то разрешено», «дозволительно то, чтобы прямо разрешено законом». Например, в соответствии со статьей 34 российской Конституции каждый наделен правом свободного использования своего имущества и способностей для осуществления предпринимательской и другой не запрещенной законодательством экономической деятельности.
Современные проблемы конституционных запретов и ограничений
Специалисты отмечают актуализацию потребностей в обеспечении роста эффективности ограничений и запретов, регулирующих значимую совокупность общественных отношений в системе органов государственной власти, федерализма, свобод и прав гражданина и человека. Ситуационные ограничения и запреты призваны упорядочивать различные виды общественных отношений. Конституционные запреты и ограничения обеспечивают регулирование таких общественных отношений, который составляют предмет данной отрасли, и в теоретическом смысле достаточно мало изучены.
Конституционные запреты и ограничения, устанавливаемые государством и обеспечиваемые его принудительной силой, оказывают запретительное и ограничительное влияние на общественные отношения, призваны защитить общие блага, ценности, сохранить баланс интересов граждан, государства и общества. Государственные власти заинтересованы в наличии конституционных запретов и ограничений в обществе.
С помощью конституционных ограничений и запретов общественные отношения и порядки возводятся в ранг незыблемых и неприкасаемых принципов, обеспечивающих защиту и охрану целостности и государственного устройства, легитимности власти, свобод и прав гражданина и человека, устанавливают пределы дозволительно поведения участников общественных отношений, определяет правомерность такого поведения.
В системе правового регулирования конституционно-правовые ограничения и запреты существуют в качестве самостоятельной способов. Особую значимость имеет вопрос ориентированности конституционно-правовых запретов на определенные общественные отношения.
Конституционные запреты и ограничения обеспечивают регулирование общественных отношений в сфере организации и функционирования органов государственной власти, общегражданских и общечеловеческих свобод и прав, судебной системы и так далее. Это определяет особенности механизма их воздействия в качестве способов правового регулирования.
Конституционные запреты имеют императивный характер, направленный на предотвращение и предупреждение совершения субъектами конституционных правоотношений действий неправомерного характера, способных нарушить или нарушающих, а также создающих угрозу нарушения конституционных норм.
Конституционное ограничение представляет собой закрепленные в Конституции способы правового регулирования общественных отношений, призванных установить для участников правоотношений определенные границы и пределы поведения.