Западноевропейское государственное управление – это порядок организации и осуществления государственной власти в странах Западной Европы (Германии, Франции, Великобритании и так далее), характеризующийся некими общими чертами и особенностями.
Особенности государственного управления в Германии
Одним из ярких форматов осуществления западноевропейского государственного управления является система государственной власти Германии, в основе которой находятся фундаментальные теоретические исследования философского направления. С одной стороны, государственное управление Германии представляет собой воплощение вечных ценностей, обеспечивающих реализацию свободы. С другой стороны, государство является выражением человеческой природы, поскольку его основание, формирование, руководство и результаты являются следствием деятельности человека.
Основу государственного управления Германии формирует канцлерская демократия. Законодательный орган власти Германии осуществляет избрание федерального канцлера, что обеспечивает его прямое участие в формировании федерального правительства. Вся система исполнительной власти ориентирована на федерального канцлера, который возглавляет правительство. Структура правительства основана на принципах канцлерства, ведомственности и коллегиальности.
Германия является федеративной республикой.
Во главе государства находится федеральный президент, выполняющий представительские функции. В то время как главой правительства является федеральный канцлер, руководящий его деятельностью.
Политическая система Германии представлена двумя уровнями:
- во-первых, федеральным, обеспечивающим принятие общегосударственных решений международного уровня;
- во-вторых, региональным, который обеспечивает решение задач федеральных земель.
Уровни власти наделены собственными органами, представляющими исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.
На германский парламент возложено выполнение законосовещательной и законодательной функции на уровне федерации. Парламент обладает правом внесения изменений в Конституцию при большинстве голосов в 2/3 от каждого из органов. Региональный уровень законодательной власти представлен парламентами земель, принимающими законы, действующие в границах земель.
Осуществление исполнительной власти возложено на федеральное правительство, которое возглавляет федеральный канцлер. На региональном уровне исполнительные органы власти возглавляются премьер-министром или бургомистром. Руководство федеральными земельными администрациями возможно на министров.
Судебная система в лице федерального конституционного суда обеспечивает соблюдение Конституции. Судебное разбирательство преимущественно находится в ответственности земель. На федеральные суды возможен преимущественно пересмотр дел и проверка решений судов на предмет формальный законности.
Особенности государственного управления во Франции
Франция является республикой, имеющей смешанную форму правления. В настоящее время во Франции существенно ослаблена роль парламента и усилилась роль исполнительных органов власти. В основе государственного управления находится классический принцип разделения властей. Законодательная власть реализуется французским парламентом, включающим в себя две палаты – верхнюю и нижнюю. Избрание депутатов нижней палаты парламента осуществляется в ходе всеобщего и прямого голосования по смешанной мажоритарной системе в два этапа. Срок полномочий составляет 5 лет.
Верхняя Палата Парламента формируется в ходе трехступенчатых выборов. Срок полномочий депутатов составляет 9 лет, обновление состава депутатов обеспечивается каждые три года в размере 1/3 от общей численности. Сессия парламента проводится один раз в год.
Исполнительная власть во Франции реализуется президентом, избираемым на срок 5 лет. Помимо этого в стране действует коллегиальный исполнительный орган власти в лице правительства, действующего в форме Совета министров или как совокупность членов правительства, которыми руководит премьер-министр. На правительство возлагается коллективная ответственность перед национальным собранием.
Судебная система Франции отличается многоступенчатостью и делением на две ветви: судебную и административную.
Особенности государственного управления в Великобритании
Великобритания является квазиунитарным государством, управление которым осуществляет конституционная монархия. Главой государства выступает британский монарх, назначающий лидера победившей на выборах партии премьер-министром. Любопытным фактом является наличие возможности назначения на пост премьер-министра любого жителя Великобритании. Монарху дано право выражения королевского согласия в отношении биллей парламента, роспуска парламента в соответствии с советами премьер-министра, выполнения представительских функций.
Ряд королевских полномочий, к числу которых можно отнести назначение членов правительства, Тайного совета, объявление войны, возложена на премьер-министра, действующего от имени Короны.
Британский парламент представлен палатой общин, депутатов которые выбирает население округов, и палатой лордов, состоящей из епископов англиканской церкви, наследственных членов, а также пожизненных пэров. В настоящее время права палаты лордов существенно ущемлены.
Исполнительная власть реализуется правительством Великобритании. Кабинет министров назначается монархом. В его главе находится премьер-министр, осуществляющий выбор остальных министров.
На исполнительную власть возлагается ответственность перед парламентом. В случае получения вотума недоверия от парламента правительство должно уйти в отставку или предпринять меры по роспуску парламента.
В Великобритании не существует единой судебной системы, однако действует Верховный суд Соединенного Королевства, представляющий собой высшую апелляционную инстанцию для судов всех уровней.