Взаимодействие органов государственной власти и МСУ – это система взаимоотношений обособленных видов публичной власти в лице органов государственного управления и органов муниципального управления с целью решения задач развития государства, регионов и муниципальных образований в рамках единой государственной политики с учетом территориальных особенностей.
Особенности и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в России
Европейская Хартия, регулирующая организацию местного самоуправления, закрепляет полную свободу действий органов муниципального управления для осуществления инициатив по решению вопросов, не исключенных из их компетенции или не внесенных в компетенции других уровней власти. Российская Конституция придерживается аналогичной позиции, исключая органы муниципального управления из системы органов государственного управления. Федеральные органы власти не имеют права определения порядка деятельности муниципальных органов власти. Органы муниципального управления обладают свободой самостоятельных действий в пределах своих полномочий. Основной проблемой в этой сфере является неопределенность границ и размытость в пределах самостоятельности органов муниципального управления.
Практика государственного и муниципального управления показывает, что органами государственного регулирования были предприняты неоднократные попытки выдачи законодательных предписаний для органов муниципального управления, выражающие вмешательство государства в систему муниципального управления. Здесь наблюдается прямое противоречие статье 12 российской Конституции. Ее разработчики, ориентирующиеся на западные конституции, провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления, не подкрепив его практической базой.
Муниципальное управление выступает в качестве неотъемлемой части государства, которое фактически формируется совокупностью этих территориальных единиц. Выведение публичной власти в муниципальных образованиях за пределы государственной власти представляет собой косвенное признание параллельности этой управленческой структуры государственному управлению. Формально речь идет о наличии «государства в государстве». Муниципальная администрация обладает правом установления для населения муниципального образования определенных льгот, надбавок, компенсационных выплат, пособий, иных преференций.
Дифференциация в финансовом обеспечении тех или иных муниципальных образований ведет к возникновению жесткого социального неравенства между жителями различных поселений. Особенно это прослеживается при сравнении жителей столицы государства и периферийных поселений.
Сущность проблемы взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления в России
На сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления является особо актуальной. Вопросы, решаемые публичной властью на местах, неотделимы от государственных интересов. Население страны в соответствии с российской Конституцией имеет право на осуществление своей власти посредством органов государственного управления, органов муниципального управления и в непосредственной форме. Местное самоуправление призвано решать задачу обеспечения самостоятельности решения населением вопросов, имеющих местную значимость. Российская Конституция закрепляет право граждан на самостоятельное независимое от государства решение этих вопросов.
Проводимые государством реформы местного самоуправления были призваны обеспечить реализацию этого принципа организации местного самоуправления. На местный уровень требовалось перенесение обязательств государства по защите гарантированных Конституцией свобод и прав граждан. При этом требовалось сохранение государственного контроля над местным самоуправлением, призванным обеспечить соблюдение законности и предотвратить правонарушения в данной сфере.
Несмотря на провозглашаемые государственной властью принципы местного самоуправления, на сегодняшний день существует огромная проблема с финансовым обеспечением самостоятельности органов местного самоуправления. Федеральные и региональные власти используют финансовую несамостоятельность муниципальных образований, характеризующихся дефицитными муниципальными бюджетами, как средство контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Муниципальные власти не обладают собственными ресурсами в достаточном объеме для обеспечения решения местных вопросов. Государственная власть на федеральном и региональном уровне применяет систему трансфертов, призванных обеспечить решение местных вопросов. Целевой характер этих трансфертов ограничивает возможности местных властей при принятии решений по значимым местным вопросам.
Кроме того, последние годы характеризуются значительным увеличением нагрузки муниципальных органов власти за счет делегирования им части государственных полномочий. При этом передача государственных полномочий не всегда сопровождается достаточным по своим объемам финансовым обеспечением для их реализации. Это создает дополнительные трудности для муниципальных властей и отвлекает финансовые средства от решения местных вопросов.
Вопросы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления регулируются федеральным и региональным законодательством, однако специалисты в сфере права отмечают, что это регулирование носит расплывчатый и недостаточно точный характер. В уставах регионов и муниципальных образований часто не отражены особенности реализации процесса взаимодействия органов муниципального управления с органами государственной власти регионального уровня.
Также проблемой взаимодействия органов государственного и муниципального управления является высокий уровень подконтрольности органов муниципального управления федеральной власти. Федеральные власти оставляют за собой право исполнения некоторых дублирующих функций по отношению к муниципальным органам власти, что отрицательно сказывается на самостоятельности последних.