Государственная политика модернизации управления – это специальное направление внутренней политики, реализуемое посредством законодательных, финансовых, организационных и иных мероприятий, целью которых являются оптимизация системы государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе:
- оптимизация организации и функционирования государственной и муниципальной служб,
- повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг и др.,
- повышение эффективности осуществления функции публичного управления и, как следствие, обеспечение эффективного социально-экономического развития страны в целом и отдельных территорий, ее образующих, и обеспечение благосостояния населения.
Значение государственной политики модернизации управления
С распадом Советского государства перед новой Россией встали задачи формирования эффективного механизма управления на новых принципах, присущих демократической организации политического управления, гражданского общества и правового государства.
Реформы государственного управления в той или иной мере реализуются в стране с начала 90-х гг., основные цели реформирования не теряют своей актуальности. К числу основных целей государственной политики модернизации управления относятся:
- оптимизация степени вмешательства государства в частную сферу, то есть определение основных направлений и характера реализации государственной власти;
- утверждение и внедрение в функционирование государственного механизма стандартов и регламентов деятельности, ориентирующих государственных и муниципальных служащих на эффективное, инициативное, добросовестное и ответственное выполнение своих служебных обязанностей и эффективную реализацию задач и функций публичного управления;
- обустройство партнерской модели взаимоотношений личности, населения с государством, налаживание каналов связи между государством и обществом, в том числе в информационной сфере, вовлечение населения в решение управленческих вопросов и контроль их исполнения системой государственной власти;
- информатизация всех сфер государственного и муниципального управления для оперативного, открытого решения управленческих вопросов. Так, информатизация общественных отношений требует от государственного и муниципального аппарата использования информационных технологий, что позволит предоставлять государственные и муниципальные услуги оперативно, сократить финансовые издержки и повысить удовлетворенность населения. Кроме того, информатизация публичной власти позволяет сделать управленческие процессы открытыми, прозрачными, доступными для населения, более того, вовлечь население в разработку, обсуждение, реализацию управленческих решений, а также повысить эффективность общественного контроля;
- совершенствование механизмов организации и функционирования государственной и муниципальной службы, прежде всего, повышение профессионального уровня служащих, формирование среды для их активного развития и пр.;
- ориентация публичного управления на управление по результатам, в том числе посредством реализации стратегического планирования, программно-целевого управления.
Здесь важно подчеркнуть, что приоритетные направления модернизации управления в России связаны с определением роли современного Российского государства в жизни каждого гражданина и всего российского населения. Сегодня государство должно стремиться к формированию благоприятной экономической и социальной среды для развития личности, для наиболее полной реализации ее прав и свобод.
Приоритетные направления государственной политики модернизации управления
Целями функционирования системы государственного и муниципального управления в современном российском обществе определяются и приоритетные направления модернизации государственного механизма. Так, для определения степени вмешательства государства в частную сферу, определения его места в современном российском обществе и, соответственно, выработки государственной политики модернизации по указанному направлению необходимо решить следующие задачи:
- выявление необходимого и достаточного набора функций государства и муниципалитетов для решения задач публичного управления исходя из их теоретического осмысления и оценки практической значимости;
- совершенствование структуры государственной и муниципальной власти; сокращение бюрократического аппарата, недопущение дублирования функций разными элементами системы государственного и муниципального аппаратов управления;
- децентрализация публичного управления, в том числе посредством использования моделей распределения государственных функций между публичным и частным секторами, используемых в зарубежных странах, в частности передача ряда государственных и муниципальных услуг для исполнения частную сферу;
- развитие партнерских отношений между государством и частным бизнесом.
Другим приоритетным направлениям модернизации публичного управления является стандартизация деятельности служащих. Сегодня приняты и активно совершенствуются стандарты и регламенты в следующих сферах управленческой деятельности:
- регламенты, определяющие внутреннее функционирование органов публичного управления;
- регламенты, определяющие взаимодействие различных органов власти;
- регламенты, устанавливающие правила реализации отдельных функций, услуг, задач публичного управления, в том числе государственных и муниципальных услуг.
Важнейшие задачи государственной политики модернизации управления должны быть решены в сфере налаживания каналов взаимодействия между органами публичного управления и населением в частности посредством:
- обеспечения открытости, доступности и прозрачности информации относительно управленческих процессов, в том числе путем предоставления такой информации на официальных порталах органов публичного управления, в социальных сетях и др.;
- развитие института общественного контроля, в том числе расширения состава субъектов общественного контроля и др.