Понятие и назначение Временного правительства
Временное правительство – это орган государственного управления исполнительного и распорядительного характера высшего уровня в России, действовавший с февраля по октябрь 1917 года.
Создание Временного правительства было предусмотрено соглашением, заключенным Временным комитетом Государственной Думы и петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в лице исполкома.
Состав Временного правительства
В указанный период времени роль центрального органа государственного управления была возложена на Временное правительство, которое претерпело 4 изменения своего состава, и орган промежуточного назначения в лице Директории.
Состав временного правительства в первоначальном варианте в период со 2 марта по 5 мая 1917 года включал министров количестве 12 человек. Второй состав Временного правительства, функционировал с 6 мая по 2 июля 1917 года и включал уже 15 министров, как и третий состав, функционирование которого пришлось на период с 24 июля по 30 августа. В промежуток между третьим и четвертым составом управление страной осуществляла Директория, состоящая из пяти членов. Четвертый состав Временного правительства исполнял свои обязанности с 25 сентября по 25 октября 1917 года. Этот состав правительства включал в себя 17 министров. В общей сложности в составе Временного правительства было задействовано 38 человек, являющихся представителями 10 различных партий. Состав временного правительства характеризуется высоким уровнем образованности: из 38 его членов 12 имели ученые звания и степени, у 31 человека было высшее образование.
Начиная с мая 1917 года, формирование состава Временного правительства основывалось на принципе коалиционности, то есть включении в состав правительства представителей различных партий и беспартийных членов. Изначально доминирующей силой в правительстве были кадеты, однако постепенно их доля в правительстве существенно снизилась, как и качество, и значимость занимаемых постов. Так изначально представитель кадетов занимал пост премьер-министра, к концу функционирование Временного правительства кадетам перешли ведомства презрения, просвещения, исповеданий, контроля.
Динамика изменения состава Временного правительства характеризуется постепенным усилением роли революционной демократии, захватывающей наиболее значимые портфели.
В целом основной характеристикой пребывания в правительстве министров является кратковременность. Средняя продолжительность исполнения обязанностей министрами составляла от 1 до 2 месяцев. Частая смена состава правительства привела к тому, что его основная деятельность сводилась к публикации декларации о намерениях, проведению служебных перемещений и попыткам решения неотложных текущих дел.
Деятельность Временного правительства по осуществлению реформ
Временное правительство было нацелено на осуществление административно-управленческой реформы. Она пользовалась поддержкой на местах от уездных и губернских комиссаров исполнительных комитетов общественного назначения. Правительство опиралось на управленческие кадры, функционирующие в рамках земств, городских дум, общественных организаций.
В качестве стабилизирующего фактора для обстановки в стране рассматривалась необходимость созыва Учредительного собрания. Считалось, что только тот орган власти, избрание которого осуществлялось по демократическим принципам, может быть наделен неоспоримой законностью и способен отвечать атакам крайне правых и крайне левых сил. Проведение выборов в этот период сталкивалось с множеством препятствий, но все равно рассматривалось как экстренная необходимость. Формирование Учредительного собрания требовалось незамедлительно даже в несовершенном виде. Временным правительством в конце марта 1917 года была сформирована комиссия, включающая в свой состав 70 юристов, цель деятельности которых состояла в выработке нормативной базы для организации выборов Учредительного собрания. При этом созыв такого собрания умышленно откладывался правящей партией кадетов, которая понимала, что в условиях свободных выборов их объем власти существенно уменьшится.
Также Временное правительство откладывало решение аграрного вопроса, не предпринимая усилий в разрешении вопроса собственности. Правящая партия отказывалась покушаться на интересы помещиков, поскольку большей частью состояла из представителей этого класса. Однако под влиянием общества определенные меры в отношении аграрного вопроса имели место. В частности, был сформирован Главный земельный комитет, действующий при Министерстве земледелия. Цель деятельности этого комитета состояла в обеспечении подготовки земельные реформы. Само же проведение данной реформы было отложено до момента создания Учредительного собрания.
Программа реформирования касалось и управленческой составляющей государственной власти. Партия кадетов стремилась сохранить свое лидерство. В период существования Временного правительства партия вела активную работу в виде съездов. Результатом этой работы стало выдвижение следующих пунктов:
- во-первых, осуществление государственной политики требовало тесного единения с союзниками;
- во-вторых, установление запрета на вмешательство организаций в законодательный процесс и сферы деятельности Временного правительства;
- в-третьих, закрепление за государством права применения мер принуждения к нарушителям порядка и законодательства;
- в-четвертых, поддержание дисциплины и боевой мощи армии;
- в-пятых, запрет на предвосхищение решений Учредительного собрания Временным правительством по наиболее значимым вопросам государственного управления.
В период существования Временного правительства было принято множество нормативных актов, однако они отличались противоречивым характером. Реформы Временного правительства носили поверхностный характер и зачастую тормозились его же составом.