Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

П. А. Столыпин: реформы и их итоги. Причины гибели

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / П. А. Столыпин: реформы и их итоги. Причины гибели
П. А. Столыпин: реформы и их итоги. Причины гибели
Определение 1

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911) — это видный государственный деятель Российской империи.

Вклад Столыпина в развитие России

Столыпин происходит из старинного дворянского рода. После окончания Петербургского университета в 1884 году служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году стал губернатором Гродненской губернии, а в 1903-1906 год — Саратовской. Получил императорскую благодарность за подавление крестьянских выступлений в Саратовской губернии.

1906 году Николай II предложил Столыпину занять пост министра внутренних дел. Вскоре были распущены Государственная дума I созыва и правительство. Столыпин стал новым премьер-министром.

На новом посту, который он занимал до гибели, Столыпин провел ряд законопроектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Возглавив правительство, Столыпин из всех ведомств затребовал первоочередные проекты, давно разработанные, но еще не осуществленные. 24 августа 1906 года ему удалось составить целостную программу умеренных реформ.

Он разделил предполагаемые преобразования на две части:

  1. Немедленно претворить в жизнь:

    • Решение земельного и землеустроительного вопросов;
    • Некоторые мероприятия в области равноправия граждан;
    • Свобода вероисповедания;
    • Мероприятия, связанные с еврейским вопросов.
  2. Необходимо подготовить для обсуждения в Государственной думе:

    • Об улучшении быта рабочих;
    • О реформе местного управления;
    • Об улучшении крестьянского землевладения;
    • О введении в Прибалтийском, Северо- и Юго-Западном краях земского самоуправления;
    • О введении городского и земского самоуправления в губерниях Царства Польского;
    • О реформе средней и высшей школы;
    • О подоходном налоге;
    • О преобразовании местных судов;
    • О полицейской реформе.

Аграрная реформа

Определение 2

Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс мероприятий правительства России в сфере сельского хозяйства, проводившийся с 1906 года под руководством П. А. Столыпина.

Во главу угла Столыпин ставил изменения в экономике. Премьер был убежден, что начинать следует с аграрной реформы.

Столыпин начал аграрную реформу в 1906 году. Тогда был принят указ, облегчивший крестьянам выход из общины. При выходе из крестьянской общины, её бывший член требовал закрепления в личной собственности участка положенной земли. Причем эта земля была привязана к одному месту. Из общины к 1916 году вышло 2,5 миллиона крестьян.

В ходе аграрной реформы активизировал свою деятельность учрежденный еще в 1882 году Крестьянский банк. Он служил посредником между помещиками и крестьянами при сделках купли-продажи земли.

Еще одним направлением реформы была политика переселения. За счет переселения Столыпин стремился уменьшить недостаток земель в центральных губерниях, и заселить безлюдную Сибирь. Эта политика отчасти себя оправдала. Переселенцы получали земельные участки и множество льгот, но процесс был плохо отлажен. Первые переселенцы дали урожаю пшеницы значительный прирост.

Замечание 1

Закончить аграрную реформу помешала смерть ее автора.

Реформа образования

Школьная реформа предполагала введение обязательного начального бесплатного обучения для детей с 8 до 12 лет. В 1908-1914 годах бюджет народного образования увеличился втрое, открылось 50 тысяч новых школ. Столыпин третьим условием модернизации страны ставил (кроме аграрной реформы и развития промышленности) всеобщую грамотность. Однако для полной реализации школьной реформы не хватило времени.

Реформа промышленности и рабочий вопрос

Во время премьерства Столыпина в решении рабочего вопроса основным этапом стала деятельность Особого совещания в 1906 и 1907 годах, подготовившего десять законопроектов, которые затрагивали ключевые аспекты труда на предприятиях: правила найма рабочих, страхования болезней и несчастных случаев, продолжительности рабочего времени. Однако позиции рабочих и промышленников были далеки друг от друга и компромисс не устраивали ни тех, ни других.

Предложение правительство было умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами, отмена обязательных сверхурочных работ, создание профорганизаций, введение рабочего страхования, создание за совместный счет хозяина и рабочих больничных касс. Однако все это не устраивало предпринимателей, считавших, что нельзя делать рабочим уступки и жаловавшихся на низкую доходность. Несмотря на уговоры правительства и сознательных представителей предпринимательства, правительство уступило давлению, и в Думу проект закона попал в урезанном виде.

Таким образом, сколько-нибудь значимых успехов в этой области не было достигнуто.

Замечание 2

Правительственная рабочая программа не была реализована из-за жадности и неуступчивости буржуазии.

Судебная реформа

Судебная реформа должна была вернуть местный суд, искаженный реформами Александра III, к первоначальному облику.

Законопроект «О преобразовании местного суда» был должен сделать суд более дешевым и доступным для населения. Предполагалось восстановление института мировых судей в сельской местности. Их должны были избирать земские собрания или городские думы. Мировые судьи рассматривали ограниченный круг гражданских дел и не влекшие за собой особо тяжких наказаний уголовные дела. Решения было можно оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мировых судов обозначало отказ от остатков сословного судопроизводства - земского начальника и крестьянского волостного. В прошлое уходила практика вынесения приговоров в соответствии с нормами обычного права, основанного на традиции. Это способствовало рационализации судопроизводства, избавив от недоразумений, нелогичных и случайных решений.

Земство

Сторонник земского управления, Столыпин, распространял земские учреждения на те губернии, где их ранее не было. Это не всегда было политически просто. Проведение земской реформы в традиционно зависевших от шляхты западных губерниях было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения русского и белорусского населения, жившего на этих территориях, однако встретило отпор в Госсовете, поддержавшем шляхту.

Национальный вопрос

Столыпин понимал важность этого вопроса в многонациональной Российской империи. Он был сторонником объединения народов страны. Столыпин предлагал учредить министерство национальностей, изучавшее особенности наций: историю, культуру, традиции, религию, социальную жизнь. Столыпин полагал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны государству. Задачей нового министерства стало бы противодействие внешним и внутренним врагам страны, стремившихся посеять религиозную и межнациональную рознь.

comments powered by HyperComments