Влияние гендерной асимметрии в системе государственной службы на развитие региона – это отрицательное воздействие на решение проблем гендерного характера на уровне регионов в обществе за счет условной дискриминации женщин в системе государственной службы.
Общая характеристика проблемы гендерной асимметрии в системе государственной службы
Равенство прав лиц мужского и женского пола выступает в качестве неотъемлемой части демократической формы существования общества. Это равенство актуализирует проблемы гендерной асимметрии в системе государственной службы. Реформы российского общества способствовали изменению положения женщин в системе государственного и социального управления, однако обшей проблемой является то, что в системе уровня власти, ответственного за принятие решений, женщины задействованы минимально. Как результат, структура управленческой пирамиды выступает явным противоречием динамично меняющимся условиям жизни. В настоящее время внимание властей должно быть приковано, в том числе, и к проблеме полноправного представительства лиц женского пола в структуре государственного управления.
Традиционно женщины в течение продолжительного времени были исключены из сферы влияния в политике, экономике или социальных процессах. Именно мужчины доминировали при принятии государственных решений. Следствием такого подхода и стала гендерная асимметрия в системе государственной службы.
Построение демократического общества требует учета мнений и убеждений всех граждан независимо от их пола. Гендерный подход к рассмотрению общественных отношений обеспечивает разграничение социальных функций мужчины и женщины. Однако общество уже давно вышло за пределы понимания мужчины и женщины исключительно только с биологической точки зрения, современное общество стремится к преодолению гендерных стереотипов.
Гендерный подход – это методология познания жизнедеятельности общества, в основе которой находится социальный учет особенностей мужчин и женщин в неразрывной связи с биологической природой.
Российское общество на современном этапе своего развития стремится к преодолению гендерного подхода во всех сферах общественной жизнедеятельности, включая государственную службу. При этом процесс преодоления носит трудный характер. На сегодняшний день в составе губернаторов субъектов Российской Федерации есть только одна женщина, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа.
Причины сложившегося положения, по мнению специалистов, обусловлены историей государственной политики. По отношению к женщинам политика государства трансформировалось в несколько этапов, начиная от патриархального строя, выражающегося во власти отцов, жестком распределении роли каждого члена семьи, социальной жизни, и заканчивая патерналистской политикой, в основе которой находится достижение социального и юридического равноправия женщин и мужчин в обществе.
Советский период существования российского государства ознаменовался реализацией коммунистическо-партийной концепции, призванной решить женский вопрос. Все российские конституции советского периода закрепляли право женщин на труд, здравоохранение, образование, равные права с мужчинами. На практике же доля женщин в сфере управления была незначительной. Это ставит перед сегодняшним обществом необходимость достижения паритетного представительства лиц обеих полов в сфере государственного управления и иных управленческих сферах. Равное представительства лиц обоих полов в органах власти нейтрализует гендерный подход.
Гендерная асимметрия в региональном управлении
Гендерная асимметрия выражается в неравном представлении женщин и мужчин в сфере государственного управления регионами, принятия управленческих решений. В системе государственной службы, в том числе на региональном уровне, наблюдается превалирование женщин на исполнительных должностях, в то время как управленческие должности практически на 100 % замещены мужчинами.
Гендерные стереотипы как причины гендерной асимметрии в системе государственной службы на региональном уровне отрицательно сказываются на решение проблем женской части общества в системе регионального управления. Преобладание мужчин в системе регионального управления смещает акценты на решение более важных для данного пола задач и игнорирование проблем женской половины общества. Естественно, в условиях современного общества это не принимает уродливо искаженных форм, но имеет место.
Периодически как на федеральном, так и на региональном уровне возникают дискуссии о дискриминации женщин. Данная дискуссия сочетает в себе аргументы либерального феминизма, радикального феминизма. Публикации в средствах массовой информации зачастую подчеркивают сложности в построении карьеры в системе регионального управления для женщин.
Пути преодоления гендерной асимметрии в системе государственного управления на региональном уровне
Решение проблемы гендерной асимметрия на уровне регионального управления способно положительно сказаться на развитие региона.
К путям решения проблемы гендерной асимметрии в системе государственной службы на региональном уровне можно отнести следующие:
- во-первых, введение системы жестких квот на замещение должностей государственной службы женщинами. Квота в этом случае представляет собой количественно фиксированные нормы представительства женщин в различных органах власти регионов;
- во-вторых, использование опыта развитых государств в вопросе ликвидации гендерной асимметрии посредством включения в гендерную политику регионов таких направлений как обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин в процессе разработки и принятия управленческих решений, выработки методов продвижения гендерного равенства в соответствии с принципами активности и эффективности, разработки работодателями ежегодных планов мер, направленных на обеспечение равного представительства лиц обоих полов в системе государственной службы.