Государственный или муниципальным орган – это структурный элемент публичного управления, функционирование которого обеспечивается коллективом государственных или муниципальных служащих или отдельным должностным лицом, регламентируется законодательством и предполагает решение функций и задач публичного управления.
Значение государственных и муниципальных органов
Демократическое государство – это социально-политический институт, который берет на себя функции обеспечения прав личности, социально-экономического развития территории и пр. Для реализации функций и задач публичного управления необходимо организовать систему субъектов, которые от имени государства будут осуществлять властное воздействие на общественные отношения.
В современной системе публичного управления для непосредственной реализации функций и задач публичного управления учреждаются органы публичного управления.
Органы публичного управления можно охарактеризовать как элемент механизма государственного или муниципального управления (наряду с должностными лицами и государственными и муниципальными служащими), который утверждается и функционирует в соответствии с законодательными процедурами для реализации функций задач публичного управления в соответствующей сфере ведения.
К числу существенных признаков государственных и муниципальных органов можно отнести следующие:
- Органы публичного управления учреждаются в соответствии с законодательно предусмотренной процедурой. В зависимости от уровня публичного управления такая процедура может предусматриваться Конституцией и федеральным законодательством, региональным законодательством и соответствующими подзаконными актами, а также актами местного нормотворчества. Названный признак органов публичного управления связан с необходимостью оптимизации структуры государственного механизма, обеспечением эффективного его функционирования и недопустимости произвольного изменения структуры публичного управления;
- Орган публичного управления решает определенную часть задач публичного управления, то есть обладает собственной компетенцией, набором полномочий управленческого воздействия в соответствующей сфере. Действия и решения органов публичного управления характеризуются обязательностью для круга субъектов, на которых они направлены, что обеспечивается государственной системой принуждения. Функционирование органов публичного управления осуществляется посредством применения методов, инструментов, а также реализации форм, которые предусматриваются актами правового регулирования.
Виды государственных органов
Государство реализует функции и задачи публичного управления в различных сферах общественной жизни, что обуславливает разнообразие учреждаемых органов государственной власти. В теории и практике публичного управления классификация государственных органов производится по различным основаниям:
По значимости реализуемых функций и нормативному порядку учреждения государственных органов делятся на:
- органы, учреждение и функционирование которых установлено Конституцией, специальным федеральным законодательством, региональным законодательством для непосредственной реализации функций и задач публичного управления;
- органы, которые утверждаются в предусмотренном законом порядке для обеспечения функционирования первой группы органов;
Исходя из функции публичного управления. Эта классификация связана с демократическим принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а государственные органы соответственно делятся на:
- законодательные государственные органы реализуют функцию правотворчества на соответствующем уровне публичного управления – федеральном или региональном;
- исполнительные органы осуществляют непосредственное управление в рамках исполнения закона;
- судебные органы реализуют функцию правосудия.
Здесь необходимо отметить, что названные подсистемы органов государственной власти функционируют относительно независимо друг от друга и имеют набор инструментов для предотвращения узурпации власти одной из подсистем;
Исходя из уровня публичного управления государственные органы подразделяются на:
- федеральные органы государственной власти – решают общезначимые задачи, определяют и реализуют приоритетные направления внешней и внутренней политики, в том числе стратегического социально-экономического развития государства;
- региональные органы – реализуют публичное управление в рамках установленной компетенции исходя из специфических условий региональной территории;
Исходя из характера компетенции органы государственной власти делятся на:
- органы общей компетенции, то есть органы, которые решают задачи общего управления, например, федеральное правительство;
- органы специальной компетенции, которые функционируют в конкретной сфере публичного управления.
Исследование вопросов классификации государственных органов и уяснение характеристики отдельных видов государственных органов позволяет уяснить их место и роль в системе публичного управления, а также позволяет обеспечить совершенствование структуры государственного механизма.
Виды муниципальных органов
Система местного самоуправления входит в единую систему публичного управления государством и строится на тех же принципах, что и система публичного управления государством.
Так, муниципальные органы исходя из функций публичного управления делятся на:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
Муниципальные органы, как и органы государственной власти, подразделяются на:
- органы общей компетенции;
- органы специальной компетенции.
Примерами органов общей компетенции являются администрация, представительный орган муниципалитета, органами специальной компетенции можно считать обособленные структурные подразделения администрации, например, департамент земельных ресурсов, департамент имущественных отношений и пр.