Контроль и надзор за деятельностью должностных лиц и органов муниципального управления – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на отслеживание соблюдения требований законодательства должностными лицами и органами муниципального управления при выполнении ими своих обязанностей и реализации своих полномочий.
Сущность и назначение надзора и контроля за деятельностью должностных лиц органов муниципального управления
Осуществление надзорной деятельности за должностными лицами и органами муниципального управления на предмет соответствия их действий Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам, уставам и законам регионального уровня, уставам муниципальных образований и муниципальным нормативно-правовым актам возлагается на российские органы прокуратуры.
Помимо этого, в отношении соответствия действий должностных лиц и органов муниципального управления требованиям законодательства Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований осуществление контрольно-надзорной деятельности возлагается на уполномоченные органы государственного управления.
В этом случае контрольно-надзорная деятельность направлена на следующие объекты:
- во-первых, соблюдение должностными лицами и органами муниципального управления требований российской Конституции, федеральных законов, региональных нормативных актов, муниципальных нормативных актов при решении вопросов, имеющих местную значимость;
- во-вторых, соблюдение должностными лицами и органами муниципального управления требований законодательства при реализации своих полномочий в отношении вопросов, имеющих значимость для местного сообщества, а также при реализации прав иных полномочий, которые закрепляются за должностными лицами и органами муниципального управления федеральными законами, уставами муниципалитетов и иными нормативными правовыми актами.
Принципиальные основы осуществления контрольно-надзорной деятельности за органами муниципального управления должностными лицами муниципального управления
В основе осуществления государственной контрольно-надзорной деятельности за должностными лицами и органами муниципального управления находятся следующие принципы:
- во-первых, объективность;
- во-вторых, открытость;
- в-третьих, гласность.
Помимо этого, в отношении государственной контрольно-надзорной деятельности за органами муниципального управления и должностными лицами муниципального управлением запрещено дублирование полномочий контрольно-надзорного характера органами государственного управления различных уровней.
На органы прокуратуры России возлагается обязанность координации деятельности контрольно-надзорных органов государственного управления в отношении должностных лиц и органов муниципального управления в части планирования и проведения проверок.
Виды проверок должностных лиц и органов муниципального управления
Всю совокупность проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления можно разделить на два основных вида:
- во-первых, плановые проверки деятельности должностных лиц и органов муниципального управления;
- во-вторых, внеплановые проверки действий должностных лиц и органов муниципального управления.
Проведение плановых проверок осуществляется государственными контрольно-надзорными органами в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, составленным региональной прокуратурой. Проведение плановой проверки одного и того же должностного лица и органа муниципального управления допускается не больше одного раза в течение двух лет.
Составление плана проверок деятельности должностных лиц и органов муниципального управления осуществляется прокуратурой на основании проектов ежегодных планов, получаемых от уполномоченных контрольно-надзорных органов срок до 1 сентября года, который предшествует году проведения проверок. В отношении этих проектов прокуратура осуществляет проверку на предмет законности, а затем формирует на их основе ежегодный план в срок до 1 октября года, который предшествует проведению проверок.
Ежегодный план проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления включает в себя следующую информацию:
- во-первых, перечень должностных лиц и органов муниципального управления, выступающих в качестве объекта проверки;
- во-вторых, наименование государственных контрольно-надзорных органов, осуществляющих проведение проверок;
- в-третьих, основания и цель проведения проверки, сроки проверки.
Данный план подлежит обязательному размещению в сети Интернет не менее чем за месяц до начала года, в котором планируется проведение проверок.
Основанием для проведения внеплановых проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления выступают:
- во-первых, решения руководителей контрольно-надзорных органов, согласованные с региональной прокуратурой, принятые в соответствии с обращениями граждан, хозяйствующих субъектов или информацией от органов государственного управления о наличии фактов нарушения российского законодательства;
- во-вторых, поручения российского Президента, российского Правительства;
- в-третьих, требования генерального прокурора России, регионального прокурора в связи с поступившими обращениями и материалами, а также по выданным предписаниям об устранении нарушений. Проведение указанных проверок не требует согласования с прокуратурой.
Результаты всех видов проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления регистрируется в едином реестре проверок в соответствии с утвержденными правилами.
Также проверка действий должностных лиц и органов муниципального управления может проводиться контрольно-надзорными органами муниципального уровня, которые действуют в соответствии с уставом муниципального образования.