Роль стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием субъекта Федерации
Управление социально-экономическим развитием субъекта Федерации – это процесс подготовки, разработки и утверждения органами публичного управления субъекта Федерации стратегии и программ роста благосостояния населения субъекта Федерации, а также организация исполнения таких стратегий и программ органами публичного управления субъекта Федерации и муниципальных образований, входящих в состав его территории, проведение контрольно-надзорных мероприятий эффективности исполнения названных программных документов.
Сегодня для обеспечения роста благосостояния населения территории муниципалитетов, субъектов Федерации и государства в целом принято и реализуется федеральное законодательство, регулирующее общие вопросы стратегического планирования социально-экономического развития территорий страны.
Стратегическое планирование охватывает деятельность органов публичного управления от местного до федерального уровня для задач обеспечения координации усилий таких органов в деле социально-экономического развития конкретной территории.
Стратегические документы, касающиеся планирования социально-экономического развития субъекта Федерации, координации усилий органов публичного управления регионального и местного уровней в обеспечении такого социально-экономического развития, разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством на период, который не превышает срок прогноза социально-экономического развития региона.
Управление социально-экономическим развитием субъекта Федерации в части разработки стратегии требует учета регионального законодательства, актов нормотворчества главы субъекта Федерации и актов нормотворчества органов публичного управления субъекта Федерации, а также федеральных актов, направленных на обеспечение социально-экономического развития страны.
Управление социально-экономическим развитием субъекта Федерации достигается посредством реализации стратегии, которая, в свою очередь, должна определять следующие характеристики социально-экономического развития территории:
- информацию, отражающую уровень реализации ранее поставленных целей социально-экономического развития субъекта Федерации и, соответственно, социально-экономическое состояние субъекта Федерации на текущий момент;
- характеристику приоритетных целей, задач и направлений политики органов публичного управления субъекта Федерации для целей обеспечения социально-экономического развития территории субъекта Федерации;
- основные индикаторы реализации целей социально-экономического развития территории региона, периоды, в которые соответствующие показатели должны быть достигнуты;
- описание общих итогов реализации стратегического документа в области социально-экономического развития территории;
- перечень объема финансирования, которое требуется на исполнение мероприятий, предусмотренных стратегией;
- сведения, касающиеся программ, принимаемых на основе стратегии для достижения поставленных целей, целей социально-экономического развития территории субъекта Федерации и др.
Подготовка методических документов для разработки стратегии социально-экономического развития региона осуществляется Министерством экономического развития и торговли страны.
Стратегия утверждается региональным законодательным органом либо высшим органом публичного управления региона.
Реализация стратегии в управлении социально-экономическим развитием субъекта Федерации
Непосредственное управление социально-экономическим развитием субъекта Федерации требует выработки на основе принятой стратегии перечня инструментов и мероприятий по повышению благосостояния населения субъекта. Иначе говоря, общие положения стратегического документа относительно социально-экономического развития территории субъекта находят конкретизацию в соответствующих программных документах регионального уровня, где конкретизируется вопросы объема финансирования мероприятий, период реализации, планируемые к достижению показатели в конкретных направлениях публичного управления и др.
Конкретный перечень региональных программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории субъекта, утверждается правительством субъекта посредством формирования перечня госпрограмм социально-экономического развития регионального уровня.
Каждый год подлежат реализации проверочные мероприятия по оценке эффективности исполнения соответствующих программ региона. Порядок и критерии качества реализации таких программ определяется Правительством региона.
По результатам оценки Правительством региона формируется ежегодный отчет.
Приоритетные направления управления социально-экономическим развитием субъекта Федерации
Традиционно в число приоритетных направлений управления социально-экономическим развитием региона включают следующие:
- обеспечение высокого качества жизни населения территории субъекта, в том числе обеспечение занятости, роста кадрового потенциала, социальной защищенности, доступности жилья, безопасности жизнедеятельности, эффективности медицинского обслуживания населения, развития культурного и творческого пространства, информационных технологий на территории субъекта Федерации;
- обеспечение роста экономики субъекта Федерации, в том числе посредством внедрения в производство и активного развития инноваций и современных информационных технологий, развития сферы сервиса при соблюдении требований рационального и безопасного природопользования;
- обеспечение пространственного развития территории, в том числе обеспечения эффективной системы расселения населения и распределения производства;
- обеспечение эффективного сотрудничества субъекта Федерации с другими субъектами и иностранными государствами посредством полномасштабной интеграции субъекта Федерации в межрегиональные и внешнеэкономические отношения.