Социально-экономический потенциал муниципального образования – это совокупность всех видов ресурсов, которые находятся в границах муниципального образования, уже используются или только еще могут быть вовлечены в общественное воспроизводство в целях обеспечения социально-экономического развития данной территории.
Понятие социально-экономического потенциала МО
Главной задачей, на решение которой нацелено функционирование всей системы государственного и муниципального управления, является обеспечение устойчивых и высоких темпов социально-экономического развития подведомственной территории. Решение данной задачи может быть также выражено как формирование и реализация социально-экономического потенциала территории.
Отсюда можно сделать вывод, что управление социально-экономическим потенциалом муниципального образования (включая его формирование и реализацию) составляет основу деятельности системы муниципального управления.
В качестве главных целей управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования можно обозначить повышение качества и уровня жизни местного населения, укрепление социально-политической стабильности в местном сообществе, рост эффективности отраслей муниципальной экономики.
Составляющие социально-экономического потенциала МО
Социально-экономический потенциал – это системное понятие, что означает включение в его состав нескольких частных потенциалов. Их основу составляет конкретная разновидность ресурсов, использование которых может принести некую пользу для общества.
На уровне муниципального образования можно выделить следующие составляющие социально-экономического потенциала:
- Природно-ресурсный потенциал – это совокупность природных ресурсов, которые расположены на территории муниципального образования (водоемы, земля и почва, леса, растительность, животный фонд, полезные ископаемые, солнце и ветер как источники энергии и пр.);
- Трудовой потенциал – это совокупность трудоспособного населения муниципального образования, которое характеризуется специализаций, уровнем профессиональной подготовки, способностью к повышению квалификации, опытом работы и т.д., что играет значимую роль во время приложения труда в производственном процессе;
- Научно-технический потенциал – это совокупность социально-экономических и технологических параметров, которые позволяют решать задачи текущего и перспективного научно-технического развития;
- Производственно-технический потенциал – это совокупность, с одной стороны, действующих технологий и техники, а с другой стороны, возможностей местных производителей по их использованию ради обеспечения максимального выпуска продукции;
- Рекреационный потенциал – это совокупность социально-культурных и природно-климатических условий муниципального образования, которые обуславливают его позиционирование как место отдыха, развлечений, досуга (как для местных жителей, так и для туристов);
- Информационный потенциал – это совокупность научных, образовательных центров, СМИ и их ресурсов по воспроизводству, использованию и распространению информации;
- Этнокультурный потенциал – это совокупность особенностей местных жителей, которые обусловлены их этнической принадлежностью и могут быть как-нибудь использованы в общественно полезных целях;
- Организационный потенциал – это совокупность возможностей местных органов власти по выстраиванию вертикальных и горизонтальных связей между субъектами и объектами муниципального управления;
- Идеологический потенциал – это совокупность идей и мыслей, которые могут транслироваться как местному населению, так и от его имени другим территориям, что может обеспечить их социальную стабильность в обществе и его единство при решении общих задач.
Сущность управления социально-экономическим потенциалом МО
Управление социально-экономическим потенциалом муниципального образования является частным видом управленческой деятельности. Поэтому в данном случае возможно применение общих методов и подходов, которые предлагают научные школы управления.
Как показывает практика, органы местного самоуправления в отношении социально-экономического потенциала реализуют следующие функции:
- Анализ – установление текущих границ социально-экономического потенциала, его разложение на частные потенциалы с указанием их масштабов;
- Оценка – составление четкого представления (как правило, через количественные параметры) о текущем состоянии социально-экономического потенциала, степени его реализации и резерва его возможного увеличения;
- Мониторинг – осуществление постоянного наблюдения за формированием и реализацией социально-экономического потенциала, ведение соответствующей информационной базы и т.д.;
- Прогнозирование – составление научно обоснованных предположений о том, как будет формироваться и реализовываться социально-экономический потенциал в будущем: в каких темпах, в каких направлениях, какие возникнут препятствия и возможности для этого и т.д.
Во многом управление социально-экономическим потенциалом муниципального образования заключается в выполнении работ преимущественно организационного и расчетного характера. Организационные работы предполагают функциональное (по функциям управления), отраслевое (по разновидностям потенциала) и территориальное (по районам, выделяемым внутри МО) распределение полномочий и ответственности между органами местного самоуправления.
Расчетные работы означают выполнение расчетов итоговых значений многих показателей и индикаторов (например, объема инвестиций в основной капитал, уровня безработицы, доходов населения, численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.).