Управление системой жилищно-коммунального хозяйства – это действия органов власти и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие его функционирование и удовлетворение нужд граждан в жилищно-коммунальных услугах.
Специфика управления системой жилищно-коммунального хозяйства Германии
В системе жилищно-коммунального хозяйства Германии значимую роль играют жилищные союзы, образованные в девяностых годах прошлого века. В настоящее время действует два жилищных союза, объединяющих в себе кооперативы, жилищные предприятия и товарищества. Вступление в союз носит добровольный характер и подразумевает уплату взносов, величина которых зависит от количества обслуживаемых квартир.
Жилищные союзы выполняют следующие функции:
- во-первых, лоббируют интересы предприятий жилищно-коммунальной сферы в органах государственного управления;
- во-вторых, проводят разъяснительную работу в парламенте;
- в-третьих, участвуют в подготовке проектов законов, регулирующих жилищно-коммунальную сферу;
- в-четвертых, осуществляют сбор статистической информации по состоянию жилищного фонда, граждан, проживающих в нем;
- в-пятых, изучают мнение руководства жилищно-коммунальных предприятий по вопросам обслуживания жилищного фонда.
Жилищные союзы оказывают своими членами любую юридическую и техническую помощь.
Также союзы обеспечивают информационную поддержку своих участников за счет издания специальных журналов, включающих в себя сведения относительно изменений законодательства, семинаров, вакансий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В Германии действует политика избавления от ветхого жилья, которой предусматривается государственное финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства с этой целью.
Население Германии подвержено процессу старения в глобальном смысле, что добавляет новые требования к оборудованию жилищного фонда. Реконструкция снижает этажность домов, организует лифтовое хозяйство и так далее.
Жилой фонд Германии представлен тремя категориями жилья: социального найма, коммерческого найма и частной собственности. Первая категория жилищного фонда выделяется жителям в соответствии с единственным критерием – уровнем дохода. Жилье данной категории соответствует коммерческому найму, но его оплата субсидируется со стороны муниципалитета. Данная категория жилищного фонда является убыточной для предприятий жилищно-коммунальной сферы.
В жилищно-коммунальной сфере Германии развито самоуправление, которое предусматривает участие в управлении жилым фондом и организацию взаимодействия с жилищно-коммунальными предприятиями собственников квартир и домов.
Процесс управления организуется через управляющего многоквартирным домом, назначение которого осуществляется на срок от года до пяти лет. На управляющего возлагается обязанности осуществлять содержание дома, реализовывать принятые домовладельцами решения по ремонту и содержанию зданий, находящихся в совместной собственности.
Действия управляющего определяется хозяйственным планом, предусматривающим расходы на эксплуатацию, содержание управления многоквартирным домом. Собственники жилья осуществляют рассмотрение и принятие решений по вопросам управления домом.
Особенности управления жилищно-коммунальной сферой в России
Сфера жилищно-коммунального хозяйства выступает в России в качестве дотируемой отрасли, для которой характерно перекрестное субсидирование. Действующие в России товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы признаются некоммерческими организациями.
Россия, как и западные страны, применяет аналогичные формы управления многоквартирными домами.
Для российской практики управления жилищно-коммунальным хозяйством характерно предоставление субсидий гражданам, удельный вес затрат которых на оплату жилищно-коммунальных услуг в общем объеме потребления составляет более 25%.
Российский жилищный фонд по своим потребительским свойствам значительно уступает аналогичным фондам зарубежных стран. Для российской сферы жилищно-коммунального хозяйства характерно завышение тарифов на оплату коммунальных услуг.
Российские власти минимально вмешиваются в процесс управления жилыми домами, отдавая его на откуп управляющим компаниям, товариществам собственников жилья. При этом для этой сферы характерен высокий уровень коррупции, воровства и злоупотребления служебным положением. Зачастую жильцы сталкиваются с плачевным состоянием жилищного фонда, недобросовестным оказанием жилищно-коммунальных услуг, однако добиться справедливости в этом вопросе они не могут.
Еще одной характерной особенностью управления сферой жилищно-коммунального хозяйства является наличие в этой сфере крупных монополистов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Как правило, даже в крупных городах действуют единый водоканал, тепло- и электрообслуживающие организации. Это не дает гражданам возможности выбора поставщика жилищно-коммунальных услуг, отрицательно сказывается на качестве оказания таких услуг, ведет к росту тарифов.
Государство проводит политику сдерживания тарифов на жилищно-коммунальные услуги, однако рост этих тарифов является неизбежным.
В настоящее время в России провозглашен принцип перехода на оплату жилищно-коммунальных услуг по их фактической стоимости, что не предусматривает коммерческого характера предприятий, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства населения. Цель такого подхода состоит в компенсации затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. С одной стороны, это делает сферу жилищно-коммунального хозяйства непривлекательной для коммерческих предприятий, с другой стороны, в условиях низких доходов населения государство стремится к поддержке малоимущих граждан.
Управление системой жилищно-коммунального хозяйства затрудняется в связи с высокой изношенностью жилищного фонда, требующего капитального ремонта, существенных вложений в реконструкцию зданий.