Управление российской системы высшего образования – это совместная работа федеральных, региональных, муниципальных и вузовских управленческих кадров над реализацией единой политики получения высшего образования в Российской Федерации, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Высшее образование как объект управления
Высшее образование представляет собой высший уровень профессионального образования в стране, следующий за средним профессиональным образованием. В настоящее время систему высшего образования в России можно представить в виде трех уровней:
- бакалавриат;
- магистратура и специалитет;
- подготовка кадров высшей квалификации.
Последние годы характеризуются активно проводимыми реформами системы высшего образования в стране. Начиная с 2015 года, государство проводит политику интенсивного сокращения высших учебных заведений, отличающихся невысоким уровнем эффективности при подготовке специалистов. Большинство государственных высших учебных заведений финансируется за счет средств государственного бюджета, вследствие чего к данным учебным заведениям предъявляются высокие требования.
Большая часть современных высших учебных заведений осуществляет обучение студентов как бесплатно, то есть за счет средств государственного бюджета, направляемых, в том числе, и на выплату стипендий, так и платно, то есть на коммерческой основе за счет средств студента, его родителей, опекунов.
Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях ежегодно сокращается, что предъявляет более высокие требования к претендентам на их замещение. Каждый гражданин России имеет право на получение образования на бюджетной основе по конкурсу. Основу для поступления на бюджетные места высших учебных заведений составляют результаты единого государственного экзамена, а также достижения абитуриента в виде олимпиад, профессиональных и иных конкурсов.
В состав системы высшего образования в России входят следующие элементы:
- федеральные государственные стандарты образования, в соответствии с которыми формируются образовательные программы;
- образовательные учреждения, реализующие процесс обучения;
- органы государственного управления федерального и регионального уровня, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также органы муниципального управления, реализующие управленческие функции на уровне муниципальных образований;
- организации, ответственные за обеспечение образования и оценку его качества;
- общественные и иные объединения, действующие в сфере образования.
Состав органов государственного управления системой высшего образования
Функции государственного управления высшим образованием Российской Федерации выполняют органы государственного управления федерального и регионального уровня. На уровне муниципальных образований типа городских округов и муниципальных районов действуют органы муниципального управления образованием.
Федеральные органы исполнительного характера, действующие в сфере высшего образования, реализуют следующие функции:
- во-первых, выработка и практическая реализация политики государства в сфере высшего образования;
- во-вторых, нормативно-правовое регулирование системы высшего образования;
- в-третьих, контроль и надзор в системе высшего образования;
- в-четвертых, управление образовательными организациями.
На федеральные органы власти возлагается задача координации действий органов государственного управления федерального и регионального уровня при управлении системой высшего образования.
Особенности современного подхода к управлению системой высшего образования в России
Длительное время особенностью подхода к управлению системой высшего образования было решение проблем этой системы только на мегауровне, то есть на уровне государственного управления системой образования. С 2001 года развитие системы высшего образования стало общегосударственной задачей и значимым компонентом политики управления государством. Российская власть сделала ставку на реализацию единого государственного подхода к развитию системы высшего образования.
Российские высшие учебные заведения были ориентированы на переустройство своей деятельности в соответствии с потребностями рынка, в рамках которого они существуют. Высшие учебные заведения должны выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечивать потребность рынка труда в конкретной рабочей силе.
Государство отошло от принципа равного финансирования всех специальностей, сосредоточив свое внимание на наиболее социально значимых и востребованных на рынке.
Также государство ввело ступенчатость получения высшего образования, позволяющую, с одной стороны, в минимальные сроки освоить какую-либо профессия или специальность, с другой стороны, повышать уровень своего профессионализма, продолжая обучение.
Система управления высшим образованием была преобразована в трехуровневую систему, первый уровень которой представлен управлением на уровне государства, второй уровень – управлением на уровне Министерства образования, третий уровень – системой вузовского управления.
В настоящее время ведется активная работа, направленная на обеспечение оптимального взаимодействия указанных уровней управления системой высшего образования России, поскольку именно это взаимодействие определяет эффективность функционирования всей системы.
Государство ориентирует высшие учебные заведения на применение современных инновационных образовательных технологий, методов обучения, преподавания. Ведется работа, направленная на повышение качества образовательных услуг высших учебных заведений, реализацию единых стандартов обучения.
Управление системой высшего образования в России на современном этапе направлено на решение следующего комплекса задач:
- во-первых, обеспечение доступности высшего образования, отвечающего потребностям рынка труда;
- во-вторых, обеспечение равного доступа к высшему образованию для всех граждан страны;
- в-третьих, обеспечение роста качества образовательных услуг и степени их соответствия запросам общества.