Управление развитием системы образования на региональном уровне – это действия региональных органов власти, направленные на формирование условий и обеспечение эффективного функционирования учреждений образования на территории региона с целью удовлетворения потребностей населения в развитии личности и получении образовательных услуг.
Состав полномочий региональных органов власти в сфере образования
Состав полномочий региональных органов власти по управлению сферой образования определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 8 данного закона в состав полномочий органов государственного управления системой образования регионального уровня входят:
- осуществление разработки и реализации программ развития образования регионального уровня с учетом особенностей отдельных регионов социально-экономического, экологического, этнокультурного, демографического и иного характера;
- создание, ликвидация, реорганизация учреждений образования регионального уровня, реализация полномочий и функций учредителей учреждений образования регионального уровня;
- выполнение роли гаранта по отношению к праву на получение бесплатного и общедоступного дошкольного образования, бесплатного и общедоступного начального, основного и среднего общего образования в муниципальных учреждениях образования, обеспечение возможности получения детьми дополнительного образования за счет предоставления соответствующих субвенций муниципальным бюджетам, в том числе по расходам на выплату заработной платы, приобретение учебных пособий и учебников, игр, средств обучения, игрушек;
- организация получения общего образования в государственных учреждениях образования регионального уровня;
- формирование условий, обеспечивающих осуществление ухода и присмотра за детьми, их содержание в государственных учреждениях образования регионального уровня;
- организация финансового обеспечения получения дошкольного, школьного образования с помощью частных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию посредством предоставления им соответствующих субсидий, возмещающих затраты на заработную плату, приобретение учебных пособий и учебников, игрушек, игр, средств обучения;
- организация получения профессионального образования в средних специальных учебных заведениях, в том числе в части государственных гарантий на реализацию права получения бесплатного общедоступного среднего профессионального образования;
- организация получения детьми дополнительного образования в государственных учреждениях образования регионального уровня;
- организация получения дополнительного профессионального образования в государственных учреждениях образования регионального уровня;
- обеспечение муниципальных и региональных образовательных учреждений учебниками, имеющими рекомендация для реализации аккредитованных образовательных программ;
- организация мониторинга системы образования на уровне регионов;
- организация предоставления помощи учащимся психолого-педагогического, социального и медицинского характера при трудностях в освоении образовательных программ;
- реализация иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании».
Региональным органам государственного управления дано право осуществлять дополнительное финансирование питания учащихся в муниципальных учреждениях образования, а также частных учреждениях образования при условии наличия у них государственной аккредитации.
Специфика управления развитием образования на региональном уровне
Региональные органы власти в системе образования призваны обеспечивать развитие региональной системы образования в соответствии с государственными требованиями, местными социально-экономическими условиями, культурно-историческими и национальными особенностями, различными видами и типами учреждений образования и образовательных услуг.
На сегодняшний день региональные органы власти сталкиваются со следующими проблемами развития системы образования:
- во-первых, недостаточный уровень бюджетного финансирования, не дающий в полной мере обеспечить реализацию инновационных процессов и поддержу материально-технического обеспечения учреждений образования;
- во-вторых, отток квалифицированных кадров из образовательных учреждений за счет сравнительно низкого уровня оплаты труда;
- в-третьих, недостаточное соответствие системы образования потребностям регионов в трудовых ресурсах;
- в-четвертых, пассивная позиция родителей и обучающихся по отношению к образованию, отсутствие у них рычагов влияния на учреждения образования;
- в-пятых, отсутствие эффективного управленческого опыта у многих руководителей образовательных учреждений;
- в-шестых, недостаточная реакция учреждений образования на изменения внешней среды;
- в-седьмых, низкий уровень вовлеченности работодателей и общественности в решении проблем образовательной сферы на территории регионов.
В настоящее время региональные органы государственного управления в сфере образования предпринимают следующие шаги, направленные на совершенствование процесса управления развитием образовательной сферы:
- формирование равных возможностей получения доступа к образованию различными категориями населения региона;
- выработка новых способов финансирования образовательных учреждений с целью повышения качества их работы;
- создание и совершенствование механизма вовлечения общества в управление системой образования на региональном уровне;
- оптимизация сети учреждений образования;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала образовательных учреждений;
- углубление информатизации образовательного процесса;
- организация социальной защиты всех субъектов образовательного процесса, включая обучающихся и педагогические кадры.