Управление проблемами в органах власти в России
Управление проблемами в органах власти – это заимствованная из сферы частного бизнеса система организации публичного управленческого воздействия на проблемы общественно-государственного устройства и социально-экономического развития государства посредством инструментов проектного управления с целью минимизации негативных последствий инцидентов или предотвращения самих инцидентов, когда это возможно.
Управление проблемами в государственно-правовой сфере посредством проектных инструментов не получило на сегодняшний день в России значительного распространения. Это сравнительно новая для системы органов публичного управления страной организационная культура в формировании и реализации управленческого воздействия на общественные отношения. При этом необходимо отметить, что применение проектных инструментов наращивает актуальность в экономической сфере.
Управление проблемами позволяет развивать эффективность публичного управления по стратегическим направлениям, где управление проблемами может использоваться при утверждении и реализации государственных программ, проектов значительных объемов инвестиций. Здесь управление должно быть, прежде всего, ориентировано на преодоление проблемы низкой эффективности использования значительных объемов бюджетных ресурсов.
Управление проблемами для органов власти регионального и муниципального уровней посредством использования инструментов проектных офисов характеризуется следующими положительными чертами:
- обеспечение роста обоснованности и адекватности планирования проектными офисами и отдельными программами социально-экономического развития территории и их реализации;
- возможность эффективного контроля расходования ресурсов бюджета и других государственных и муниципальных ресурсов и сроков реализации программ и проектов;
- снижение рисков неэффективности расходования значительных объемов бюджетных средств, то есть использования таких средств без достижения планируемых результатов;
- сокращение объемов затрат привлеченных ресурсов и времени ввиду эффективного планирования, распределения и использования;
- рост эффективности публичного управления страной, регионом, муниципалитетом, то есть достижения необходимых показателей социально-экономического развития конкретной территории для наиболее полного обеспечения прав личности.
Управление проблемами посредством проектных инструментов сегодня внедряется во все сферы публичного управления по инициативе главы государства и специального органа управления в экономической сфере – Министерства экономического развития Российской Федерации. Проектные офисы сегодня внедряются в деятельность органов публичного управления всех уровней.
Достоинства использования управления проблемами в органах власти
Несмотря на значительный опыт использования инструментов управления проблемами в отечественной сфере публичного управления, первые положительные результаты уже достигнуты. Управление проблемами в органах власти посредством проектных офисов и программных методов позволяет:
- эффективно распределить полномочия между органами публичного управления, отдельными подразделениями органа публичного управления;
- эффективно распределить ответственность между органами публичного управления, отдельными подразделениями органов публичного управления за выполнение проектов и реализацию программ;
- наладить каналы взаимодействия между различными органами власти, отдельными подразделениями органов власти в ходе реализации ими в порядке межведомственного сотрудничества проектов управления проблемами;
- обеспечить оперативность обмена сведениями посредством межведомственного сотрудничества и диалога с населением для принятия эффективных управленческих решений;
- обеспечить прозрачность и открытость публичного управления, позволяющего всем заинтересованным субъектам получать информацию о поставленных целях проектного управления проблемами, затраченных ресурсах и достигнутых социально полезных результатах;
- сократить сроки решения управленческой проблемы посредством оптимизации усилий и пр.
Препятствия внедрения управления проблемами в органы власти
Как и всякая новая система организации управленческого воздействия, система управления проблемами при ее внедрении в органы власти сталкивается с рядом препятствий, особенно на уровнях муниципального и регионального публичного управления.
К числу негативных аспектов внедрения управления проблемами в органы власти можно отнести следующие:
- отсутствие теоретически обоснованной и практически подтвержденной методологии и методики организации системы управления проблемами в публично-правовой деятельности;
- отсутствие общей для всех уровней публичного управления и в пределах одного уровня публичного управления общей информационной базы управления проблемами посредством проектных офисов;
- фрагментарное нормативное регулирование процесса управления проблемами в органах власти и др.
На региональном и муниципальном уровнях публично-правового регулирования управление проблемами посредством проектных офисов не используется как механизм достижения стратегических целей социально-экономического развития конкретной территории. Проектные офисы используются для решения частных управленческих проблем без взаимосвязи с общей линией управления и иными проектами.
Кроме того, отсутствуют механизмы привлечения специалистов высокого уровня в области управления проблемами посредством проектных офисов из частной сферы.
Отсутствие общих методов и методологии управления проблемами выражается в том, что в каждом регионе органами публичного управления разрабатываются собственные методики, не учитывающие положительного и отрицательного опыта федеральных органов власти и органов власти других регионов.