Управление персоналом государственной службы – это специальное направление публичного управления и соответствующая целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая систему принципов, методов и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного нормативно-правового регулирования института государственной службы, обеспечение эффективных отбора, развития и продвижения по службе государственных служащих для успешного решения задач публичного управления.
Значение управления персоналом государственной службы
Функционирование системы публичного управления, как и субъектов частного хозяйствования, обеспечивается за счет деятельности специально привлеченного персонала. В конечном итоге эффективность решения задач публичного управления зависит от эффективности деятельности каждого гражданского служащего. Именно поэтому большое значение для эффективного функционирования государственного механизма, обеспечения социально-экономического развития территории и благосостояния населения имеет эффективность функционирования института государственной службы.
При этом управление персоналом государственной службы ограничивается объективными факторами. Реализация полномочий государственными служащими подлежит жесткой регламентации на законодательном, подзаконном уровнях, в том числе в рамках административных регламентов и процедур, в связи с этим для управления персоналом не могут использоваться все те методы, которые активно используются частными субъектами.
В теории и практики публичного управления отмечаются следующие проблемы функционирования института государственной службы:
- недостатки профессионального развития государственных служащих. Сегодня эффективная реализация государственным служащим своих обязанностей требует не только освоения специальных знаний и навыков в отдельной сфере публичного управления, но и общих знаний относительно использования информационных технологий в своей повседневной деятельности, а также освоения навыков делового общения;
- низкий уровень оплаты труда государственных служащих младшего звена, что ведет к оттоку молодых специалистов в систему частного хозяйствования;
- отсутствие в системе управления государственной службы эффективных инструментов профессионального развития и стимулирования к профессиональному саморазвитию государственных служащих и др.
Управление персоналом государственной службы как специальное направление совершенствования института государственной службы должно строиться на использовании актуальных методов и инструментов управления персоналом, востребованных и подтвердивших свою эффективность в частной сфере с учетом специфических характеристик организации и функционирования государственной службы как института публичного управления.
Основные направления управления персоналом государственной службы
Вопросы повышения эффективности управления персоналом государственной службы активно разрабатываются в отечественной теории и практике. Так, еще в 2009 г. была разработана специальная программа по развитию системы государственной службы, которая включала в себя мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
- конкретизация полномочий лиц, замещающих должности государственной службы, их упорядочение за счет разработки и утверждения должностных регламентов;
- применение в системе государственной службы эффективных информационных технологий для решения кадровых задач в целях повышения компетентности и мотивации лиц, замещающих должности государственной службы, и обеспечения благоприятной среды для увеличения результативности деятельности лиц, замещающих должности государственной службы;
- сокращение излишнего состава государственной службы;
- привлечение на должности государственной службы специалистов высокого уровня и внедрение в систему оплаты труда инструментов материального стимулирования повышения объема и эффективности решаемых государственными служащими задач;
- разработка и осуществление программ подготовки кадров для института государственной службы и программ профессионального развития лиц, замещающих должности государственной службы;
- активное развитие системы дополнительного образования для лиц, замещающих должности государственной службы;
- внедрения актуальных нематериальных инструментов стимулирования лиц, замещающих должности государственной службы к эффективной реализации служебных обязанностей и др.
Реализация указанной программы и иных мероприятий реформирования института государственной службы позволило достичь следующих позитивных результатов:
- конкретизировать и упорядочить квалификационные требования к лицам, замещающим должности государственной службы, в том числе в сфере применения в трудовой деятельности информационных технологий;
- разработать эффективные механизмы замещения должностей государственной службы за счет назначения лиц на должности из числа кадрового резерва;
- внедрить механизм ротации государственных служащих;
- внедрить планы и программы профессионального развития лиц, замещающих должности государственной службы и пр.
При этом отдельные задачи реформирования остались не разрешенными, отдельные мероприятия носили формальный характер, не обеспечив качественного совершенствования института государственной службы. В связи с этим в 2012 г. указом Президента РФ были определены основные направления совершенствования системы государственного управления, в том числе и утверждения новых принципов кадровой работы и использование новых кадровых технологий в системе государственной службы.
Кроме того, в 2019 г. был принят Указ Президента РФ относительно основных направлений развития государственной службы. В качестве приоритетных направлений указанным документом предусматривалось:
- совершенствование процедуры назначения на должности государственной службы;
- стимулирование служащих к повышению эффективности осуществления служебных полномочий;
- развитие системы гарантий правового, социального характера для лиц, замещающих должности государственной службы;
- внедрение новых инструментов профессионального развития служащих, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий и др.