Межнациональные отношения – это отношения между различными этносами, охватывающие все сферы общественной жизни.
Сущность и необходимость управления национальными отношениями
Россия является крайне многонациональным государством, одним из ключевых вопросов управления которым являются национальные отношения. Особую значимость управление национальными отношениями приобретает в тех регионах, которые характеризуются разнообразным этническим составом, языками, традициями, вероисповеданиями и прочим.
Многонациональность выступает в качестве потенциального источника межнациональной напряженности, что формирует предпосылки, обеспечивающие возникновение межнациональных разногласий.
Задача государственной власти в сфере управления национальными отношениями состоит в обеспечении политической стабильности, межнационального спокойствия, развития и сохранения межнациональной толерантности.
Государственная политика управления национальными отношениями включает в себя социальные рычаги, принципы, правовые и нравственные нормы, иные средства и способы, обеспечивающие воздействие на национальные отношения для достижения определенных целей.
Основное назначение управления национальными отношениями состоит в разработке методов и путей разрешения конфликтов межнационального уровня, их предупреждения и прогнозирования. Управление национальными отношениями призвано своевременно выявлять конфликты, определять моменты их возникновения, а также обеспечивать разрешение противоречий, ставших причиной конфликта.
Управление национальными отношениями ориентировано на выявление проблем национального развития экономического, социального, государственно-правового, культурно-духовного и иного характера.
Национализм как одна из основных проблем управления национальными отношениями
Национализм можно рассматривать в качестве политического течения, формирующегося под влиянием национального сознания, идеологии, выражающих требования этноса в виде политических целей, притязаний, властных установок.
Основу развития национализма формирует национальное самосознание, политический протест, активизация поддержки национальной политики государства гражданами, составляющими определенную социально-этническую общность.
Национализм может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. В первом случае речь идет о использовании государственных полномочий для обеспечения защиты культурной самобытности и прав нации или этноса, гарантий политического, экономического, социального и культурного развития данной части населения в соответствии с национальной идентичностью. Во втором случае речь идет об экстремальных попытках обозначить свою национальную идентичность за счет признания национального суверенитета и формирования самостоятельной государственности.
Стратегия государственной национальной политики России
Управление национальными отношениями в Российской Федерации осуществляется в соответствии со Стратегией национальной политики. Эта Стратегия распространяется на период до 2025 года.
Стратегия национальной политики России обеспечивает стратегическое планирование национальной безопасности государства, определяет цели, приоритеты, задачи и принципы, а также основные направления управления национальными отношениями на территории страны.
Стратегия призвана обеспечить интересы общества, государства, гражданина, укрепить государственное единство и целостность страны, сохранить этнокультурную самобытность народов России, обеспечить конституционные свободы и права граждан, гармонизировать государственные и общественные интересы в сфере национальной политики.
Правовую базу управления национальными отношениями в России формируют Конституция, нормы международного права, международные договоры.
В основе разработки политики управления национальными отношениями находится многовековые историко-культурные традиции и опыт развития российского государства, подразумевающий сотрудничество и взаимодействие населяющих страну народов.
В качестве приоритетных направлений управления национальными отношениями в России выступают:
- укрепление гражданских единства и самосознания при условии сохранения национальной самобытности;
- обеспечение сохранения языкового и этнического многообразия страны;
- обеспечение сохранения русского языка, признанного государственным;
- гармонизация межэтнических отношений, профилактика межнациональных конфликтов и экстремизма;
- создание условий социально-экономического, культурного и политического характера для обеспечения межрелигиозного и межнационального мира;
- обеспечение соблюдения прав малочисленных коренных народов в стране;
- оказание поддержки соотечественникам, живущим в зарубежных странах, содействие развитию их связи с родиной и добровольному переселению в Россию.
Национальные культурные автономии как инструмент реализации национальной политики
В качестве эффективного инструмента, сохраняющего и развивающего межнациональное согласие, выступает формирование национально-культурных автономий. Назначение национально-культурных автономий состоит в возрождении традиционной культуры отдельных народов, ознакомлении с особенностями этой культуры населения территории, установлении контактов с соотечественниками в зарубежных странах, обеспечении максимально полного вовлечения национальных групп и этнических диаспор в общественно-политическую жизнь общества.
В России активно используют этот инструмент управления национальными отношениями: на текущий момент в стране создано 14 федеральных национально-культурных автономий, свыше 100 региональных автономий и более 300 местных автономий.