Характеристика ресурсов муниципального образования
Муниципальные образования в той или иной мере обеспечены определенными ресурсами.
Под ресурсами муниципального образования понимается совокупность материальных и нематериальных ресурсов муниципального образования, которые могут быть использованы им в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Ресурсы закрепляются за муниципальными образованиями на основе следующих принципов:
- принципа соразмерности, когда объем выделяемых ресурсов приводится в соответствие с объемом задач, решаемых муниципальным образованием;
- принципа комплексности, когда объем закрепляемых за муниципальными властями полномочий позволяет им в полной мере осуществлять решение вопросов местного значения. К примеру, для обеспечения населения муниципального образования услугами жилищно-коммунального хозяйства все соответствующие службы поселения должны находиться в собственности муниципалитета;
- принцип эффективности использования ресурсов, подразумевающий, что передача ресурсов в муниципальную собственность позволит получить максимальную отдачу от их использования по сравнению с иными возможностями их использования. К примеру, эффективность распоряжения земельными ресурсами возрастает на муниципальном уровне, который в силу приближенности к населению способен лучше понимать нужды жителей муниципальных образований.
Основу ресурсного обеспечения муниципального образования составляет муниципальное хозяйство, которое обладает следующими характерными чертами:
- во-первых, включает в себя совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования;
- во-вторых, хозяйственная деятельность указанных хозяйствующих субъектов ориентированная на удовлетворение общественных потребностей;
- в-третьих, хозяйствующие субъекты, отличающиеся разнообразной природой деятельности, требуют существования органа, деятельность которого направлена на их координацию.
Управление финансовыми ресурсами муниципального образования
Управление финансовыми ресурсами муниципального образования включает три стадии:
- Финансовое планирование, в процессе которого проводится аналитическая работа, направленная на прогнозирование бюджетных доходов и расходов муниципального образования. Результатом финансового планирования является формирование местного бюджета;
- Бюджетный процесс, суть которого заключается в исполнении местного бюджета;
- Оценка результата, которая направлена на осуществление контроля за расходованием финансов муниципального образования.
Главное требование к организации управления муниципальными финансовыми ресурсами заключается в разграничении указанных функций между отдельными органами, чтобы обеспечить эффективность управления и надежность контроля.
С этой целью в структуру органов муниципального управления включаются следующие органы:
- во-первых, финансовые – то есть те, которые заняты финансовым планированием;
- во-вторых, бюджетные, то есть те, которые заняты организацией и осуществлением бюджетного процесса;
- в-третьих, контрольные, то есть те, которые заняты осуществлением контроля расходования средств бюджета.
Управление земельными ресурсами муниципального образования
Важнейшим видов ресурсов муниципального образования является земля, которая обладает двойственным характером:
- во-первых, земля выступает в качестве природного ресурса и составляет физическую основу планирования и застройки поселений;
- во-вторых, земля обладает определенной стоимость, суть которой выражается в ее способности обеспечивать муниципальное образование доходом.
В практике развитых стран доход от использования муниципальных земель формирует основную долю доходов местных бюджетов. В российской практике наблюдается обратная ситуация, хотя в настоящее время местные власти прикладывают усилия для увеличения поступлений от муниципальных земель. Сейчас доля таких доходов колеблется в пределах от 4 до 20 процентов от общих доходов местного бюджета.
Земли, на которых расположено муниципальной образование, не всегда находятся в муниципальной собственности и могут выступать объектом купли и продажи. С правовой точки зрения наиболее удобной ситуацией является такая, при которой собственники земли и недвижимости, расположенной на ней, совпадают, но это не всегда возможно, в результате чего часто возникают спорные ситуации.
Фактически очень небольшая доля земель, на территории которых находятся муниципальные образования, является муниципальной собственностью. Как правило, то те земли:
- которые заняты муниципальной недвижимостью;
- которые остались в муниципальной собственности даже после возведения на ни частных объектов недвижимости;
- которые относятся к категории особо охраняемых природных территорий местного значения;
- которые заняты обособленными водными объектами муниципалитета;
- которые относятся к категории участков недр местного значения.
Управление земельными ресурсами муниципальных образований должно учитывать влияние следующих факторов:
- во-первых, политических (намерения властей относительно использования муниципальных земель);
- во-вторых, пространственных (величина территории, природные условия и так далее);
- в-третьих, рыночных (спрос и предложение земельных ресурсов);
- в-четвертых, экономических (возможности совместного, однотипного использования земель в целях осуществления определенного производства);
- в-пятых, социальных (особенности расселения и социальных характеристик населения на территории муниципального образования);
- в-шестых, экологических (пригодность того или иного земельного участка для осуществления определенной деятельности, и наоборот).
Важнейшим вопросом управления муниципальными землями является вопрос их приватизации, требующий тщательного подхода при осуществлении и антикоррупционного контроля.