Характеристика отходов как объекта муниципального управления
В соответствии с законодательством Российской Федерации под отходами понимаются предметы (вещества), образовавшиеся в процессе производства или потребления, подлежащие утилизации.
В отношении отходов совершаются следующие действия:
- сбор, суть которого заключается в приемке отходов с целью совершения с ними дальнейших действий, направленных на организацию их хранения, переработки, уничтожения и так далее;
- транспортировка, суть которой заключается в перемещении отходов транспортными средствами из одного места в другое, например, от места сбора к месту хранения, или от места сбора к месту уничтожения;
- накопление, суть которого заключается в складировании отходов для их последующей обработки, уничтожения или иных подобных действий на срок, продолжительность которого не превышает одиннадцати месяцев;
- обработка, суть которой заключается в выполнении предварительной подготовке отходов к последующей утилизации (сортировка, разборка, очистка);
- размещение, суть которого заключается в организации хранения и захоронения отходов;
- хранение, суть которого заключается в организации складирования отходов на срок, продолжительность которого не превышает одиннадцати месяцев, в специализированных объектах с целью утилизации, захоронения или обезвреживания;
- захоронение, суть которого заключается в организации изоляции не подлежащих утилизации отходов. Для этой цели используются специализированные хранилища, которые призваны предотвращать загрязнение окружающей среды;
- утилизация, суть которой заключается в переработке отходов в новые товары или извлечении из них полезных веществ;
- обезвреживание, суть которого заключается в обработке отходов с целью сокращения их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье людей (уменьшение их массы, изменение химических, физических свойств, состава).
В отношении отходов действует определенная классификация, виды которой выделяются в соответствии с критерием их негативного воздействия на окружающую среду. В зависимости от этого критерия выделяют пять классов опасности отходов:
- отходы чрезвычайной опасности;
- отходы высокой опасности;
- отходы умеренной опасности;
- отходы малой опасности;
- отходы практически неопасные.
Полномочия муниципальных органов власти в отношении управления отходами
Муниципальные органы власти наделены полномочиями по управлению отходами на муниципальном уровне.
Деятельность муниципальных органов власти в отношении отходов подчиняется ряду принципов, закрепленных на федеральном уровне. К числу таких принципов относятся:
- во-первых, принцип охраны здоровья людей и окружающей среды;
- во-вторых, принцип научного обоснования баланса экономических и экологических общественных интересов для обеспечения устойчивого общественного развития;
- в-третьих, принцип применения новейших технологий для работы с отходами;
- в-четвертых, принцип комплексности переработки ресурсов в целях минимизации отходов;
- в-пятых, принцип экономического регулирования работы с отходами в целях минимизации отходов;
- в-шестых, принцип доступности информации об отходах;
- в-седьмых, принцип участия в международном сотрудничестве по вопросам отходов.
При осуществлении муниципального управления отходами следует учитывать приоритетность направлений государственной политики в обращении с ними. К числу таких направлений относятся:
- использование ресурсов по максимуму;
- работа по предотвращению образования отходов;
- сокращение отходов и понижение класса их опасности;
- обработка, утилизация и обезвреживание отходов.
Состав полномочий муниципальных органов власти в части управления отходами определен федеральным законом. К числу таких полномочий относятся:
- во-первых, участие муниципальных органов власти городских поселений в процессе организации сбора, включая разделительный сбор, и транспортировки коммунальных отходов твердого типа на территории муниципального образования;
- во-вторых, участие муниципальных органов власти муниципальных районов в процессе организации сбора, включая разделительный сбор, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронении коммунальных отходов твердого типа на территории муниципальных районов. Полномочия районных муниципальных властей в отношении отходов распространяются на территории сельских поселений и межселенную территорию;
- в-третьих, участие муниципальных органов власти городских округов в процессе организации сбора, включая разделительный сбор, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронении коммунальных отходов твердого типа на территории городских округов.
Законодательство допускает возможность перераспределения полномочий в обращении с отходами между государственными и муниципальными органами власти.
В соответствии с федеральным законодательством муниципальные власти должны обеспечить регулярное проведение очистки территорий муниципальных образований от отходов согласно экологическим, санитарным и иным требованиям.
Регулирование деятельности по осуществлению накопления, сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования обеспечивается федеральным законодательством.
В отношении твердых коммунальных отходов выполняется определение их объема и массы, которые используются для осуществления расчетов по договорам обращения с ними. Правила коммерческого учета указанных показателей отходов утверждаются Правительством Российской Федерации. Для отдельных видов коммунальных твердых отходов установлены нормативы.