Управление муниципальными ценными бумагами – это направление деятельности органов муниципальной власти, реализуемое в отношении ценных бумаг, входящих в состав муниципальной собственности.
Разновидности муниципальных ценных бумаг
Муниципальная власть для осуществления своих функций обладает определенным имуществом, формирующим муниципальную собственность. Одной из разновидностей муниципальной собственности являются муниципальные ценные бумаги, в состав которых включаются следующие элементы:
- во-первых, акции предприятий, в отношении которых был осуществлен процесс приватизации, но которые были закреплены в муниципальной собственности;
- во-вторых, акции предприятий, в отношении которых был осуществлен процесс приватизации, но которые были закреплены в государственной собственности и переданы в муниципальное управление;
- в-третьих, доли, акции, паи муниципальной собственности в уставных фондах и капиталах различных хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, акции, приобретенные муниципальными образованиями на вторичных рынках ценных бумаг;
- в-пятых, другие виды ценных бумаг.
Общая характеристика муниципального управления ценными бумагами
Муниципальные власти могут самостоятельно осуществлять управление муниципальными ценными бумагами, не передавая их каким-либо иным лицам. В этом случае в системе органов муниципального управления существует специальный орган, ответственный за управление муниципальным имуществом, объектом управления которого являются муниципальные ценные бумаги.
Процесс управления такими ценными бумагами, которые дают право на участие в управлении хозяйствующих субъектов, реализуется органами муниципальной власти следующим образом:
- во-первых, либо комитетом по управлению муниципальной собственностью в непосредственной форме;
- во-вторых, либо посредством внедрения представителей муниципальной администрации в органы управления хозяйствующих субъектов. В этом случае назначение представителей органов муниципальной власти в органах управления хозяйствующих субъектов осуществляется на основании распоряжения комитета, ответственного за управление муниципальным имуществом.
Особым аспектом управления муниципальными ценными бумагами является пополнение их состава. При приобретении ценных бумаг, дающих право на часть уставного капитала хозяйствующих субъектов, муниципальные власти должны ориентироваться на следующие приоритеты:
- во-первых, обеспечение сохранения профили деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги или выпускающих продукцию, имеющих социальную значимость для населения муниципального образования;
- во-вторых, обеспечение сохранения и развития научно-технического потенциала хозяйствующих субъектов муниципального образования;
- в-третьих, реализация мер, направленных на улучшение экологической обстановки муниципального образования;
- в-четвертых, реализация мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест;
- в-пятых, изыскание дополнительных источников пополнения муниципального бюджета.
Для пополнения состава муниципальных ценных бумаг могут использоваться финансовые ресурсы муниципального бюджета и внебюджетных фондов.
Характеристика иных способов управления муниципальными ценными бумагами
Законодательство допускает возможность применения различных способов управления муниципальными ценными бумагами. К числу таких способов относятся следующие:
- во-первых, передача муниципальных ценных бумаг в доверительное управление. В качестве объектов такого управления могут выступать акции, по отношению к которым учредителями или выгодоприобретателями не выступает муниципальная администрация. Функции доверительного управляющего в этом случае могут выполнять либо коммерческие организации, либо индивидуальные предприниматели, наделенные статусом участников рынка ценных бумаг. При высокой инвестиционной привлекательности муниципальных ценных бумаг выбор доверительного управляющего осуществляется на конкурсной основе. Договор доверительного управления предполагает необходимость согласования позиций доверительного управляющего по отношению к муниципальным ценным бумагам с органами муниципального управления;
- во-вторых, передача муниципальных ценных бумаг в залог при условии гарантированного поступления денег в муниципальный бюджет. Данный способ управления муниципальными ценными бумагами подразумевает проведение аукциона, призванного определить лицо, с которым заключается кредитный договор под залог муниципальных ценных бумаг. Передача акций, принадлежащих муниципальному образованию, в залог подразумевает передачу права голоса по ним залогодержателю в соответствии с его усмотрением. Исключение составляет решение принципиальных вопросов, которые оговариваются договором залога и требуют согласования позиции по ним с муниципальной администрацией;
- в-третьих, муниципальные власти могут осуществлять непосредственно процесс управления муниципальными ценными бумагами за счет включения в свою структуру органа управления муниципальной собственностью.
Муниципальные облигации как объект муниципального управления
Муниципальные облигации представляют собой вид долговых эмиссионных ценных бумаг, которые издаются муниципальными властями. Основное назначение муниципальных облигаций состоит в обеспечении субсидирования программ муниципального развития или покрытия дефицита муниципального бюджета.
В качестве эмитента муниципальных облигаций выступают органы муниципального управления. Эмиссия облигаций позволяет пополнить муниципальный бюджет, использующий полученные средства на финансирование нужд развития муниципального образования.
Муниципальные облигации выпускаются при наличии покрытия каким-либо залогом или за счет обеспечения кредитного рейтинга муниципальных властей.
Облигации считаются надежными ценными бумагами за счет того, что государство стремится к предотвращению банкротства муниципальных образований. Дополнительным преимуществом муниципальных облигаций является величина дохода, как правило, превышающая банковские ставки по депозитам. Недостатком данных ценных бумаг является наличие вероятности недостаточности средств муниципалитета для погашения долга по ним без помощи государства.