Управление конкурентоспособностью субъекта Федерации – это направление региональной политики и соответствующая целенаправленная деятельность региональной системы публичного управления по выявлению и реализации потенциала региональной территории, в том числе его социально-экономических, экологических, природно-климатических, образовательных, трудовых, культурных и иных составляющих для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития региона и обеспечения благосостояния его населения.
Значение управления конкурентоспособностью субъекта Федерации
Современные условия общественного развития, прежде всего широкое распространение информационных технологий, повышение скорости сбора, обработки, обмена информацией, обостряют конкуренцию. В таких условиях участниками конкурентной борьбы становятся не только производители продукта, но и конкретные территории – муниципалитеты, регионы и государство в целом. Публично-правовые образования конкурируют за рынки, инвестиции, технологии, человеческие ресурсы и пр.
Ухудшение экономической ситуации в стране, которое во многом обусловлено падением цен на энергоресурсы, введением санкций со стороны зарубежных партнеров и, как следствие, падением курса национальной валюты, ростом инфляции, сокращением реального дохода населения актуализировали проблему повышения конкурентоспособности региональных территорий.
Повышение конкурентоспособности региональных территорий должно осуществляться за счет исследования и выявления специфических характеристик региональных территорий, которые содержат потенциал для прогрессивного социально-экономического развития.
Указанное актуализирует разработку и внедрение эффективного механизма инструментов управления конкурентоспособностью территории субъекта Федерации.
Понятие и элементы управления конкурентоспособностью субъекта Федерации
Управление конкурентоспособностью субъектов Федерации представляет собой процесс принятия и реализации стратегических решений в сфере социально-экономического развития, основу которого составляет исследование текущего состояния региональной территории, выявление конкурентных преимуществ и выбора пути их реализации исходя из наличия следующих внутренних и внешних угроз. Такой подход к управлению конкурентоспособностью субъекта Федерации требует внедрения не только инновационных технологий производства, но инновационных технологии управления.
Управление конкурентоспособностью требует анализа следующих аспектов:
- уровня жизни регионального населения и условий для реализации экономического потенциала региональной территории;
- положения регионального хозяйства и отдельных производителей, связанных с социально-экономическими и иными характеристиками региональной территории на внутреннем рынке и на международном рынке;
- потенциальной способности региональной территории к производству продукта, отвечающего международным стандартам, для сбыта на внутреннем и внешнем рынках и др.
Факторы управления конкурентоспособностью субъекта Федерации
Конкурентоспособность субъекта Федерации, в самом общем виде, характеризуется как способность гарантировать устойчивое социально-экономическое развитие территории и благосостояние регионального населения.
При этом в теории и практике публичного управления не выработано единого подхода к определению сущности конкурентоспособности субъекта Федерации и определению факторов, влияющих на конкурентоспособность.
Так, например, в теории выделяют следующие направления управления конкурентоспособностью:
- управление конкурентоспособностью за счет факторов производства;
- управление конкурентоспособностью за счет инвестиций;
- управление конкурентоспособностью за счет инноваций;
- управление конкурентоспособностью за счет наличествующих и аккумулированных ресурсов.
В соответствии с указанными направлениями управление конкурентоспособностью субъекта Федерации осуществляется за счет различных факторов:
- при управлении конкурентоспособностью за счет факторов производства повышение конкурентоспособности обеспечивается имеющимися природными ресурсами, благоприятной средой для производства продукта, высококвалифицированными кадровыми ресурсами;
- при управлении конкурентоспособностью за счет инвестиций управление предполагает агрессивное инвестирование в образование, инновационные технологии;
- при управлении конкурентоспособностью за счет инноваций управление осуществляется посредством стимулирования и участия в разработке новых продуктов, новых технологий и инновационных организационных решений;
- при управлении конкурентоспособностью за счет имеющихся ресурсов управление конкурентоспособностью опирается на имеющиеся богатства территории, что может привести в последующем к спаду экономического развития.
Очевидно, что конкурентоспособность субъекта Федерации строится на специфических характеристиках региональной территории, в том числе экономических, культурных, социальных, трудовых, образовательных и пр., которые позволяют реализовать социально-экономический потенциал территории, тем самым обеспечив благосостояние регионального населения.
К числу специфических факторов, определяющих конкурентоспособность субъекта Федерации, относятся:
- возможность производить на территории субъекта продукт, способный конкурировать с аналогичным продуктом импортного производства, для сбыта на других региональных территориях или за пределами страны;
- утверждение на региональной территории международных стандартов производства продукта для сбыта на внутреннем рынке;
- использование технологий, позволяющих сократить издержки при росте объема производства продукта;
- формирование гибкой системы управления, которая позволяет внедрять управленческие технологии, положительно зарекомендовавшие себя в практике прогрессивных компаний для решения конкретных задач управления.