Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования – это такая организация изменения состояния и развития муниципального образования, которая обеспечивает достижение запланированного уровня развития экономической и иных сфер функционирования территории поселения при минимальном ущербе для его ресурсно-природные сферы и максимальном удовлетворении потребностей граждан и государства на этой территории.
Сущность управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
Управление комплексным развитием муниципального образования в социально-экономическом плане – это регулирование состояния территории поселения за счет взаимно согласованных проектов и программ его развития во всех сферах жизнедеятельности.
Это управление требует увязки программ развития муниципального образования по таким критериям как: ресурсы, сроки, приоритеты развития, программы государственного и регионального развития муниципалитетов.
Муниципальные образования обладают свободой в отношении принятия решений по организации развития муниципалитетов. На данный процесс прямое влияние оказывает объем имеющихся у муниципального образования ресурсов и сложность решаемых задач. При этом в развитии муниципальных образований и управлении этим процессом все-таки можно выделить единые черты.
Общей чертой развития всех муниципальных образований независимо от применяемой политики управления этим развитием является определенная цикличность. В качестве главных факторов, влияющих на цикличность процесса управления, выступают следующие:
- во-первых, бюджетный процесс;
- во-вторых, срок полномочий органов муниципального управления;
- в-третьих, реализация крупных инвестиционных проектов;
- в-четвертых, традиционные особенности, характерные для определенной местности, и так далее.
Система управления комплексным развитием муниципалитета в социально-экономическом плане включает в себя систему, которая обеспечивает реализацию функции управления и состоит из следующих элементов:
- специалисты, которые объединены в органы муниципального управления;
- совокупность методов управления развитием муниципалитета;
- вычислительная и организационная техника;
- связи органов управления муниципалитетом, объектов управления и внешней среды, определяемые разнообразными способами взаимодействия и потоками информационных данных;
- документооборот, который необходим для выполнения управленческих функций, распределяемых между органами муниципального управления для обеспечения достижения установленных целей развития;
- население муниципалитета. Этот элемент системы управления развития муниципалитета имеет особую характеристику, суть которой состоит в одновременном выступлении данного элемента и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления. Именно это и обуславливает включение данного элемента системы управления развитием муниципалитета.
Население муниципалитета в соответствии с российской Конституцией наделено правом на осуществление самоуправления муниципальным образованием, что затрудняет проведение границ между объектом и субъектом управления. Обязательным условием самоуправления развитием муниципального образования является наличие трех составляющих: его жителей, территории их проживания и коллективных потребностей населения.
Подходы к управлению динамикой развития муниципального образования в социально-экономическом плане
Управление динамикой развития муниципалитета можно обозначить через два основных подхода:
Подход, четко ограничивающий цикл управления динамикой развития муниципалитета. Такое ограничение периода управления динамикой социально-экономического развития муниципалитета носит условный характер, но позволяет выделить 2 основных периода:
- период составления программы развития муниципалитетов в социально-экономическом плане;
- период реализации программ развития муниципалитета в социально-экономическом плане;
Подход, подразумевающий выделение в процессе управления комплексным развитием муниципального образования в социально-экономическом плане в связи с его высокой сложностью двух самостоятельных процессов (в относительном смысле) управления. В этом смысле развитие муниципалитета в социально-экономическом плане определяется, с одной стороны, в рамках ближайшей перспективы программами такого развития в социально-экономическом плане, а, с другой стороны, основными направлениями развития муниципалитета на отдаленную перспективу.
Этапы управления динамикой комплексного развития муниципального образования в социально-экономическом плане
В процессе управления динамикой развития муниципалитета в социально-экономическом плане можно выделить следующие этапы или циклы управленческого процесса:
На стадии разработки программы развития муниципалитета в социально-экономическом плане:
- этап сбора и обработки информационных данных;
- этап постановки целей развития;
- этап разработки стратегии развития и его критериев;
- этап оценки ресурсного и иного потенциала развития;
- этап выработки концепции комплексного развития муниципалитета в социально-экономическом плане;
- этап выработки и принятия программ комплексного развития муниципалитета в социально-экономическом плане.
На стадии реализации программ развития муниципалитетов в социально-экономическом плане:
- этап разработки и утверждения бюджета развития муниципалитета;
- этап исполнения бюджета развития муниципалитета согласно программам развития в социально-экономическом плане;
- этап контроля, сбора и обработки информационных данных с целью выработки корректирующих предложений в отношении бюджета, программ, стратегии развития. Этот этап обеспечивает выявление основных социальных проблем, требующих решения в будущем.