Управление кадрами муниципальной службы – это целенаправленная деятельность, ориентированная на упорядочивание функционирования муниципальных служащих в системе органов муниципального власти с целью обеспечения максимальной эффективности их деятельности для решения задач муниципального управления.
Необходимость эффективного управления кадрами муниципальной службы
Решение жизненно важных и масштабных задач современного российского общества в XXI веке напрямую зависит от эффективности муниципальной службы, выступающей в качестве связующего звена общества и государства. Государство при построении долгосрочной стратегии развития должно обеспечивать комфортную среду существования населения, включая тех граждан, которые заняты в органах государственного и муниципального управления. В качестве важного условия, обеспечивающего решение этих задач, выступает построение эффективной системы государственной и муниципальной службы, воспринимающей человека и гражданина как главного заказчика их функционирования.
Обеспечение такой парадигмы муниципальной службы требует формирования эффективного механизма управления кадрами муниципальной службы, создания организационной, социально-экономической, психологической, нравственной и иной систем, обеспечивающих правовую основу мероприятий, дающих возможность рационального использования способностей человека в его собственных интересах и в интересах органов муниципального управления.
Еще недавно понятие управления кадрами муниципальной службы отсутствовало в практике муниципального управления. Это было обусловлено слабой научной и методической разработанностью проблемы управления муниципальными кадрами, отражало состояние муниципальной службы и ее особенности в качестве общественно полезной деятельности.
Муниципальная служба представляет собой относительно новое явление современного российского государства. Как определенный вид профессиональной деятельности она сформировалась в конце XX века в результате смены политического строя и формирования системы муниципального управления. Значимость муниципального управления потребовала урегулирования вопросов организации муниципальной службы. Притом длительное время правовой статус муниципальных служащих определялся законодательством о государственной службе. Принятие Конституции в 1993 году существенно изменило подход к муниципальной службе, провозгласившей отделение органов муниципального управления от системы государственного управления. Это привело к формированию нормативного регулирования муниципальной службы на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.
Основополагающие принципы муниципального управления, а, значит, и муниципальной службы устанавливает российская Конституция. Также в России действуют федеральные законы «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Регионы принимают собственные нормативные правовые акты, конкретизирующие и развивающие положения федеральных законов в сфере муниципальной службы. Помимо этого уставы муниципальных образований также содержат нормы, регулирующие институт муниципальной службы.
Специалисты отмечают несовершенство и противоречивость законодательной базы муниципальной службы, отсутствие устоявшейся терминологии, что обусловлено небольшим опытом организации муниципальной практики управления.
Требования к муниципальным служащим
Муниципальная служба обладает определенной спецификой, которая предъявляет особые требования к кадрам муниципальной службы. Муниципальные служащие должны отвечать требованиям:
- нейтральности,
- беспристрастности,
- дисциплинированности,
- законопослушности.
Муниципальная служба должна протекать в рамках требований нормативно-правовых актов.
На муниципальных служащих возлагается система запретов и ограничений, которая утверждена законодательством и требует жесткого исполнения.
Специфика управления кадрами муниципальной службы
Управление кадрами муниципальной службы рассматривается как внутреннее качество системы муниципальной службы, в качестве основного элемента которого выступает, с одной стороны, субъект управления, то есть руководитель органа муниципального управления и кадровая служба органа муниципальной власти, с другой стороны, объект управления в лице кадров муниципальной службы. В процессе осуществления управления кадрами муниципальной службы происходит постоянное упорядоченное взаимодействие субъектов и объектов управления на основе самоорганизации.
Управление кадрами муниципальной службы представляет собой самостоятельно функционирующую и организованную систему, обеспечивающую взаимодействие субъектов и объектов управления, формирование управленческих отношений, определение и реализацию конкретных задач, направленных на формирование и рациональное использование кадрового потенциала муниципальных служащих.
Управление кадрами муниципальных служащих является многогранным и сложным процессом практического характера, включающим целеустремленное и организованное воздействие на муниципальных служащих для достижения конкретных результатов. Структура управления кадрами муниципальной службы включает в себя следующие компоненты:
- во-первых, организационную структуру управления кадрами муниципальной службы;
- во-вторых, систему работы с кадрами муниципальной службы;
- в-третьих, нормативно-правовую базу управления кадрами муниципальной службы;
- в-четвертых, информационно-методическое обеспечение управления кадрами муниципальной службы;
- в-пятых, технологию управления кадрами муниципальной службы и методы управления кадрами муниципальной службы.
В основе построения процесса управления кадрами муниципальной службы находятся принципы и приоритеты местного самоуправления, а также общие принципы управления персоналом.