Управление инфраструктурой территориальных образований – это одно из основных направлений политики муниципалитета, региона, государства в целом, представляющее собой систему мероприятий правового, организационного, финансового, экономического, инвестиционного и иного характера, направленных на формирование и развитие комплекса объектов и обслуживающих структур, обеспечивающих функционирование и эффективное социально-экономическое развитие управляемой территории.
Значение управления инфраструктурой территориальных образований
Управление инфраструктурой территориальных образований предполагает использование широкого спектра инструментов и механизмов, которыми органы исполнительной власти обеспечивают транспортную и коммунальную инфраструктуру, благоустройство территории, а также стимулируют развитие предпринимательства, прежде всего, предпринимательства малого и среднего уровня, развитие институтов гражданского общества и иных социально значимых компонентов инфраструктуры территории. Большое значение в системе управления инфраструктурой территориальных образований на сегодняшний день имеет развитие социальной сферы, в том числе создание инфраструктуры для реализации образовательных, медицинских, культурных потребностей населения и др.
Конечными целями управления инфраструктурой территориальных образований следует считать формирование и развитие благоприятной среды для обеспечения:
- роста доходов населения территории;
- улучшения демографических показателей и, прежде всего, сокращения смертности, повышения продолжительности жизни, повышение рождаемости;
- роста доступности образовательных услуг;
- формирования институциональной, социальной, экономической, политической подсистем с ориентацией на потребности населения, на социальные запросы населения конкретной территории;
- формирование среды для всестороннего развития личности, в том числе реализации экономических прав личности;
- создание комфортных условий проживания и осуществления трудовой и предпринимательской деятельности населением конкретной территории.
Управление инфраструктурой территориального образования должно обеспечивать устойчивое прогрессивное социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни населения не только в социально-экономической, но и в культурной, экологической и иных сферах общественной жизни.
Задачи и методы управления инфраструктурой территориальных образований
В современных условиях к приоритетным задачам публичного управления следует отнести формирование благоприятной среды для развития личности, бизнеса, прежде всего предпринимательства малого и среднего уровня, инновационного предпринимательства, для рационального и безопасного использования природных ресурсов, привлечения инвестиций и пр.
В стратегическом плане формирование такой среды позволяет обеспечить социально-экономические потребности населения, во многом благодаря финансовой стабильности и самостоятельности населения. Государство, в свою очередь, в таких условиях сможет выполнять обслуживание нужд населения, решать сервисные задачи по оказанию государственных услуг.
Следуя такому подходу, организация управления территориальными образованиями должна строиться, прежде всего, через формирование инфраструктуры, которая объединяет для целей прогрессивного развития в единый комплекс объекты производства, информационную сферу, сельское хозяйство, экологию, культуру и пр.
Формирование развития инфраструктуры территориальных образований предполагает выявление ресурсов территории (трудовых, экономических, в том числе производственных, инновационных и др.) и установление путей развития инфраструктуры через их использование. Исследование ресурсной обеспеченности территориального образования для управления инфраструктурой следует проводить по следующим основным направлениям:
- природно-географические ресурсы;
- экономические, в том числе производственные ресурсы, ресурсы непроизводственной сферы;
- демографические и трудовые ресурсы;
- социальные ресурсы и пр.
Инфраструктура территориальных образований претерпевает воздействие многочисленных внешних и внутренних факторов объективного и субъективного характера. При этом для организации эффективного управленческого воздействия на инфраструктуру территориальных образований необходимо собирать и анализировать информацию о таких внешних и внутренних факторах.
Важно понимать, что при первичной организации управления инфраструктурой территориального образования больше влияния оказывают факторы среды, при этом с развитием управления наибольшее влияние на инфраструктуру должны оказывать управляемые факторы.
Основные подходы к управлению структурой территориальных образований
Управленческой теорией и практикой выработано два основных подхода к организации управления инфраструктурой территориальных образований:
Системное управление инфраструктурой территориальных образований. Такой подход представляет собой организационное управление, направленное на создание эффективной системы, способной к относительному самоконтролю за элементами инфраструктуры, их состоянием;
Административное или командное управление инфраструктурой территориальных образований. Это концепция управления инфраструктурой территориальных образований предполагает организацию специального управленческого воздействия посредством разработки и реализации управленческих решений по следующим направлениям:
- установление соотношения между целями и задачами функционирования инфраструктуры и ресурсами для обеспечения оптимального функционирования;
- контроль эффективности принятия и реализации управленческих решений.
Важно подчеркнуть, что второй подход также предполагает при разработке и реализации управленческих решений по воздействию на инфраструктуру территориальных образований учет объективных закономерностей развития такой инфраструктуры.