Управленческая компетентность руководителя – это способность лица, замещающего должность руководителя организации, ее структурного подразделения применять профессиональные знания, навыки и личностные качества для эффективной организации деятельности персонала и достижения стратегических и оперативных целей функционирования организации.
Значение управленческой компетентности руководителя
От эффективности деятельности руководителя зависит эффективность деятельности персонала и, как следствие, достижение целей и задач функционирования организации. Именно поэтому управленческий потенциал руководителя в современном обществе играет важную роль в обеспечении реализации конкурентных преимуществ организации и ее эффективной деятельности за счет совершенствования управления персоналом.
Управленческая компетентность руководителя складывается из имеющихся у него профессиональных знаний, навыков и умений, накопленного опыта управления и личностных характеристик, в том числе его собственной мотивации. Реализация управленческой компетентности руководителя предполагает производство управленческого продукта, то есть конкретную профессиональную деятельность по реализации управленческих процессов и принятию управленческих решений.
По своему содержанию управленческая компетентность руководителя в современном менеджменте понимается как система компетенций:
- в организационной сфере;
- в сфере налаживания процессов;
- в сфере управления людьми.
Управленческая компетентность руководителя в организационной сфере
Управленческая компетентность руководителя в организационной сфере предполагает разработку и достижение стратегических задач развития. Это, в свою очередь, требует, чтобы руководитель обладал навыками стратегического мышления и стратегического управления.
Стратегическое мышление руководителя предполагает, что достижение целей организации обеспечивается им посредством таких компетенций, как:
- исследование и понимание целей и задач функционирования и развития организации, а также исследование и понимание внешних факторов, влияющих на функционирование и развитие организации;
- предвидение, то есть возможность эффективно формировать в сознании желаемый образ организации, ее продукта, управленческих процессов в будущем;
- разработка стратегии, то есть непосредственно преобразование желаемого образа организации в систему стратегических целей и задач.
Стратегическое управление предполагает, что руководитель активно преобразует, изменяет деятельность организации для обеспечения эффективного развития организации. Названный процесс предполагает использование следующих компетенций:
- оценку текущего состояния организации, результатов ее деятельности с точки зрения необходимости в дальнейшем обеспечить стратегическое развитие организации;
- корректировка текущей деятельности организации для ее совершенствования;
- определение ключевых процессов в организации, обеспечивающих достижение желаемого результата;
- налаживание процессов взаимодействия и коммуникации внутри организации для обеспечения развития организации;
- анализ состояния ресурсов, обеспечивающих деятельность и развитие организации, их распределение по приоритетным направлениям развития, а также координация их применения для достижения стратегических целей;
- обеспечение процессов адаптации организации к меняющимся условиям внутренней и внешней среды.
Управленческая компетентность руководителя в сфере организации управленческих процессов
Организация управленческих процессов с точки зрения руководителя предполагает, что он координирует все процессы в организации, развивает и управляет процессами для их соответствия стратегическим целям и задачам организации. Это, в свою очередь, требует следующих компетенций:
- понимание процессов, обеспечивающих деятельность организации, их исследование, идентификация, определение степени их влияния на функционирование организации в целом и функционирование ее отдельных подразделений;
- определение целей процессов. Каждый процесс, протекающий в организации, должен иметь своей целью обеспечение развития организации;
- обеспечение деятельности персонала как команды. Персонал внутри организации должен действовать исходя из стратегических целей и задач организации, то есть каждое подразделение должно рассматриваться как команда, обеспечивающая достижение определенных результатов в соответствующей сфере деятельности для общего успеха деятельности организации.
Кроме, управления текущими процессами руководитель организации должен стремиться к постоянному совершенствованию процессов деятельности организации, развивать эти процессы на основе постоянной системной оценки их эффективности.
Управленческая компетентность руководителя в области управления персоналом
Сегодня эффективность организации обычно связывается с эффективностью деятельности ее персонала и потому одной из ключевых компетенций руководителя является продуктивное управление персоналом. Руководитель должен грамотно определять цели и задачи каждого работника, каждой структурной единицы организации. В этой сфере важными управленческими компетенциями руководителя являются:
- определение целей функционирования организации и в соответствии с ними определение целей деятельности отдельных подразделений, отдельного работника, а также целей каждого процесса внутри организации;
- организация системы наставничества и материального и нематериального стимулирования к эффективной деятельности персонала;
- стимулирование лояльности персонала, его приверженности миссии, целям и задачам функционирования организации;
- эффективная система оценки персонала. Те типы профессионального поведения и компетенции, которые обеспечивают эффективную деятельность организации, должны активно поощряться руководством. Это позволит в полной мере реализовать потенциал персонала;
- обучение и развитие персонала. Руководитель сегодня должен определять не только текущий профессиональный статус персонала, но и его потенциал, а также определять методы и инструменты развития и реализации такого потенциала.