Угрозы и риски для развития муниципального образования – это совокупность факторов внешней среды и специфики муниципального управления, оказывающих негативное воздействие на развитие муниципального образования в социально-экономическом плане.
Перечень угроз развития муниципального образования
Муниципальное образование находится в зависимости от факторов внешней среды и неразрывно связано с ней. Муниципальные образования потребляют из внешней среды требующиеся им ресурсы и обеспечивают передачу в нее продуктов своей жизнедеятельности.
Муниципальное образование выступает в качестве хозяйствующего субъекта, экономическая состоятельность которого признается фактором устойчивого развития всей национальной экономики. Существование муниципального образования постоянно сопровождается рядом проблем, отсутствие решения по которым может сформировать кризис муниципальной власти, под которым понимают особое состояние развития и функционирования политической и социально-экономической системы местного сообщества, отличающееся снижением управляемости, обострением конфликтов политического характера, ухудшением социально-экономического положения.
При осуществлении муниципального управления необходимо учитывать различные угрозы, с которыми может столкнуться муниципальное образование.
Муниципальное образование не может существовать вне внешней среды, что требует упорядочивания его функционирования в соответствии с информацией относительно окружающей среды и иных параметров.
Причем внешняя среда является для муниципального образования совокупностью благоприятных и неблагоприятных параметров. Первые обеспечивают возможности муниципального образования в плане роста эффективности, развития и так далее, вторые выступают в качестве угроз.
В состав угроз муниципального образования можно включить их следующие формы:
- во-первых, новые нормативно-правовые акты, которые не учитывают интересы или наносят ущерб муниципальному образованию;
- во-вторых, состояние экономического и хозяйственного потенциала муниципального образования;
- в-третьих, степень доступности банковского кредитования;
- в-четвертых, отсутствие у муниципального образования собственной природно-сырьевой базы;
- в-пятых, наличие демографических проблем;
- в-шестых, уровень безработицы;
- в-седьмых, экологическое состояние территории муниципального образования;
- в-восьмых, политические перемены в государстве и так далее.
Возможности муниципального образования проявляются, в том числе, в осознании угроз его существования, поиске и развитии сильных сторон муниципального образования, выявлении и борьбе со слабыми сторонами. В совокупности все эти факторы обеспечивают определение перспектив развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Слабость развития муниципального образования проявляется в отсутствии представления относительно перспектив развития, применении устаревших методов управления, нехватке квалифицированных кадров, ответственных за принятие решений в системе муниципального управления и обеспечение эффективности реализации этих решений, дефицитности муниципального бюджета, отсутствии поддержки со стороны граждан и так далее.
Учет и оценка угроз муниципального образования выполняется методом экспертных оценок в совокупности с оценкой степени влияния слабых и сильных сторон, выявлением возможностей. Результаты такой оценки составляют основу разработки стратегических решений муниципальной власти.
Риски для развития муниципального образования
Риск представляет собой вероятность наступления отрицательного и нежеланного события, способного причинить вред муниципальному образованию. Функционирование муниципального образования сталкивается с различными рисками, к числу которых можно отнести финансовые, экономические, социальные, политические и иные риски.
Задача муниципальных властей состоит организации процесса управления рисками муниципальных образований. Под таким процессом понимают планирование, организацию, руководство и контроль за использованием ресурсной базы муниципального образования для удовлетворения потребностей граждан в услугах и товарах в соответствии с конституционными гарантиями и принципами устойчивого развития.
Для современного состояния муниципального управления в Российской Федерации характерно наличие бюджетных рисков, которые выражаются в факте несовпадения запланированного и исполненного муниципального бюджета. Также под бюджетным риском можно понимать недостаточность финансирования муниципального управления. В определенном смысле бюджетным риском является и то, что с финансовой точки зрения муниципальные бюджеты не обеспечивают потребности муниципального управления в финансовых ресурсах в полной мере.
Основная задача муниципального управления сводится к обеспечению роста благосостояния населения муниципального образования. В этих условиях муниципальные власти должны обеспечивать управление рисками муниципальных образований посредством реализации социально-экономических операций, минимизирующих наступление нежелательных отрицательных событий, способных оказать отрицательное воздействие на сбалансированность муниципального бюджета с точки зрения его влияния на благосостояние населения.
Большая часть остальных рисков для развития муниципального образования является следствием бюджетных рисков. Недостаточность финансовых ресурсов повышает политическую, социальную, финансовую нестабильность муниципального образования. Недостаточность финансовых ресурсов в сфере муниципального управления ведет к снижению качества муниципальных услуг, возникновению проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, росту безработицы, возникновению конфликтов религиозного и этнического характера, повышению криминогенности обстановки на территории муниципального образования.