Оптимизация состава публичного имущества и его ограничение в гражданском обороте – это меры, направленные на установление перечня публичного имущества по уровням власти, наделенным специальной правоспособностью по отношению к видам такого имущества.
Сущность и назначение публичного имущества
Важнейшая функция государства состоит в обеспечении удовлетворения потребности общества. Реализация этой функции требует обобществления доли национального богатства в производстве и потреблении, то есть формирования публичного имущества, создающего объективно необходимую основу существования общества. Публичное имущество – это база создания государственных доходов, обеспечивающих саму возможность существования публично-правовых образований и реализацию их публичных функций.
Публичное имущество находится в прямой взаимосвязи с ролью государства в экономических отношениях, наличием потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить за счет частной собственности. Публичная собственность выступает фактором экономического роста, формирует основу устойчивости и стабильности развития общества, гарантирует сохранность национального богатства.
Публичное имущество формируется с учетом особенностей каждого государства и исторического периода его развития. На показатели объема публичного имущества влияет публичный интерес, удовлетворение которого обеспечивается за счет этого имущества. Публичное имущество вступает в гражданский оборот с целью обеспечения удовлетворения публичного интереса.
Российское государство характеризуется значительной долей публичного имущества, находящегося в государственной собственности. При этом развитие рыночной экономики требует сокращения публичного сектора, однако остается неясным вопрос относительно того, кто призван заместить публичный сектор экономики после его оптимизации.
Публичная собственность раскрывает свое экономическое содержание через следующие принципиальные характеристики:
- во-первых, с помощью публичной собственности реализуется функция обеспечения государственных интересов. Проявлением данной функции является планирование и распределение части национального дохода;
- во-вторых, областью охвата публичной собственности являются такие сферы рынка, которые по определенным причинам (высокий уровень издержек, низкий уровень прибыли, высокие риски, невозможность организации эффективного производства, наличие существенных потерь и угроз для общества при отказе от производства и так далее) не интересуют частный бизнес;
- в-третьих, в основе публичных образований находится публичный интерес, что требует построение управления публичной собственностью в соответствии с основополагающими экономическими и социальными интересами государства и общества;
- в-четвертых, публичная собственность обладает двойственной природой, сочетая в себе нерыночные и рыночные начала. Оценка использования публичного имущества требует не только экономического подхода, но и социально-экономического подхода.
Оптимизация состава публичного имущества
В условиях рыночной экономики государство должно тщательно формировать состав публичного имущества, поскольку оно должно отвечать как минимум одному из критериев:
- во-первых, быть способным приносить государству высокий доход;
- во-вторых, обеспечивать удовлетворение публичного интереса за счет своего использования.
В первом случае обоснованность наличия публичного имущества объясняется пополнением бюджетной системы страны, во втором случае – тем, что удовлетворяет социально значимый общественный интерес.
При определении состава публичного имущества в условиях рыночной экономики государству необходимо отходить от доминирующего положения в структуре собственности.
В тех сферах, где доход обеспечивает достаточный интерес частного бизнеса, государство должно «уступить дорогу» частному бизнесу. Частный бизнес, функционируя в прибыльной сфере, обеспечивает государству доход в виде налогов и одновременно принимает на себя риски, связанные с деятельностью в этой сфере, снимая тем самым их с государства.
В условиях рыночной экономики задачи государства в сфере публичной собственности состоят в организации ее использования для тех задач, которые не в силах решить частный бизнес.
Состав ограничений на гражданский оборот публичного имущества
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации потенциально допускается возможность принадлежности государству любого имущества. Публичная власть в сфере гражданского законодательства признается равной участникам любых гражданских отношений собственности, наряду с юридическими и физическими лицами. По отношению к публичным органам власти применяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях, при условии отсутствия иных норм.
Нормы федерального законодательства, регулирующие порядок обращения с публичным имуществом, налагают определенные ограничения на его гражданский оборот. Публичные образования ограничены в своей правоспособности в отношении допустимой принадлежности им объектов гражданского права, соответствующих выполняемым функциям публичного назначения, составляющим экономическую основу функционирования государственных и муниципальных органов управления. Правомерность таких ограничений подтверждается Конституционным судом Российской Федерации, допустившим установление особенностей правосубъектности России и ее субъектов в сфере частного права.
Таким образом, государством установлены перечни имущества, которые допустимы к нахождению в собственности государства, его регионов и муниципальных образований. При этом перечни не носят закрытого характера, могут быть изменены при необходимости. Это, в определенной мере, является недостатком специальной правоспособности, размывает ее границы, создавая возможность для злоупотреблений в этой сфере.