Торговое обслуживание – это целенаправленная деятельность продавца по удовлетворению потребностей потребителей посредством реализации им необходимых им товаров.
Значение торгового обслуживания
С развитием экономических отношений, ростом числа людей, чей уровень благосостояния можно охарактеризовать как средний и выше среднего, а также с повышением уровня культуры, в том числе потребительской, формируется потребность населения в обеспечении качественным продуктом (товаром, работой или услугой) и качественным обслуживанием при потреблении таких благ.
Поэтому большинством хозяйствующих субъектов торговое обслуживание сегодня рассматривается как конкурентное преимущество, инструмент формирования лояльности потребителя.
При этом необходимо отметить двойственный характер торгового обслуживания:
- торговое обслуживание, прежде всего, имеет своей целью обслуживание интересов хозяйствующих субъектов по сбыту продукта;
- торговое обслуживание при этом ориентировано на потребителя, его интересы и нужды.
Торговое обслуживание характеризует множество аспектов культуры и качества обслуживания потребителя. Основное содержание торгового обслуживания составляет формирование комфортной среды для потребителя, а именно предоставление потребителю возможности при наименьших временных затратах в максимально комфортных условиях приобретать необходимый ему продукт.
Итак, торговое обслуживание включает в себя следующие аспекты:
- качество производимого продукта;
- ассортимент продукта;
- количество производимого продукта;
- условия приобретения продукта;
- качество обслуживания потребителя в процессе покупки продукта.
Значение повышения качества торгового обслуживания на потребительском рынке обусловлено следующими позитивными экономическими последствиями:
- торговые организации удовлетворяют запросы потребителей;
- торговые организации укрепляют национальную экономику за счет увеличения объема вовлеченных в оборот денежных средств населения.
Факторы, определяющие эффективность торгового обслуживания
От эффективности торгового обслуживания в конкурентной среде во многом зависит эффективность функционирования торговой организации, поэтому целесообразно учитывать факторы, влияющие на эффективность торгового обслуживания:
- уровень развития форм и методов продажи продукта;
- применение эффективных маркетинговых инструментов, в том числе мерчендайзинга как системы мероприятий по определению ассортимента продукта, способу выкладки, использованию рекламных материалов;
- эффективность управления торговым обслуживанием;
- ассортимент и качество предоставления сопутствующих услуг;
- уровень делового общения, профессиональных качеств персонала торговой организации;
- уровень организации системы исследования и формирования спроса на продукт торговой организации.
Критерии оценки эффективности торгового обслуживания
Эффективность торгового обслуживания обеспечивается созданием в торговой организации наиболее комфортной среды для выбора и приобретения продукта населением. Для оценки качества торгового обслуживания применяются количественные и качественные параметры. Так, например, в соответствии с государственными стандартами, определяющими общие требования к услугам торговли, такими параметрами являются:
- социальное назначение;
- обеспечение необходимой информации о продукте;
- эргономичность;
- эстетичность;
- культура обслуживания населения персоналом торговой организации.
Современными организациями все больше внимания уделяется вопросам обучения персонала пониманию психологии потребителя.
Для того чтобы существенно повысить качество торгового обслуживания, торговой организации необходимо разрабатывать и реализовывать комплексы услуг. Такие услуги могут быть платными и бесплатными, но их главной целью должно быть привлечение для потребления продукта торговой организации наибольшего числа потребителей. Безусловно, востребованными бесплатными услугами в системе торгового обслуживания в современной конкурентной среде является услуги по информированию и консультированию потребителей относительно характеристик продукта.
Итак, качество торгового обслуживания как направления функционирования торгового предприятия может оцениваться посредством следующих параметров:
- устойчивость ассортимента продукта, широта ассортимента продукта. Предпочтительным выбором потребителей являются обычно торговые организации, которые предоставляют широкий ассортимент продукта. При этом необходимо для эффективной оценки связывать широту ассортимента с назначением торгового предприятия, с его расположением и иными значимыми характеристиками. При этом необходимо отметить, что полнота и стабильность ассортимента традиционно выступают инструментами обеспечения лояльности потребителя;
- соблюдение стандартов обслуживания потребителей. В качестве главных требований к торговому обслуживанию здесь следует выделить:
- своевременность приема товара;
- рациональные подготовка и размещение товара исходя из специфики товара;
- оперативно пополняемые запасы товары;
- соблюдение требований к условиям хранения и продажи товара;
- обеспечение доставки товара потребителю;
- оптимизация временных затрат потребителя на приобретение товара. При оценке указанного параметра необходимо учитывать временные затраты на прибытие потребителя в торговую организацию, повторное посещение торговой организации при отсутствии необходимого товара, а также время на ожидание в очереди, ознакомление с характеристиками товара, получение необходимой информации о товаре;
- время на осуществление расчетов за приобретенный товар;
- активность предложения товара потребителю, и культура обслуживания потребителя персоналом торгового предприятия. При оценке указанного параметра необходимо учитывать осведомленность продавца относительно качества товара, правил его эксплуатации, а также искусство предложения товара потребителю, оперативность и вежливость обслуживания потребителя и др.