Формы территориальных основ местного самоуправления
Территориальные основы местного самоуправления – это система предусмотренных основным законом страны и федеральным законодательством нормативных принципов, устанавливающих основы правового регулирования общественных отношений в сфере территориальной организации публичного управления на уровне местных сообществ.
Территориальные основы публичного управления местными сообществами, в самом общем виде, охарактеризованы положениями Основного закона и специальным законодательством, устанавливающим общие принципы организации публичного управления местными сообществами в России.
Положениями конституционного законодательства предусмотрено, что публичное управление местными сообществами реализуется в стране в муниципальных образованиях, организованных в форме городского поселения или сельского поселения, а также на иных территориях при учете местных и других исторических традиций. Кроме того, конституционными положениями регулируется порядок изменения территории публичного управления. Такое изменение территории публичного управления реализуется только при учете мнения населения управляемой территории.
Таким образом, конституционно закреплено, что территориальной основой публичного управления в стране выступают муниципалитеты, образованные в форме городского поселения или сельского поселения, при этом не запрещено образование публичного управления местными сообществами на иных формах территорий.
Специальными положениями федерального законодательства предусматривается, что публичное управление местным сообществом реализуется на территории страны в муниципалитетах в форме городского поселения, сельского поселения, муниципального района, муниципального городского округа, а также на территории внутри города, когда он имеет соответствующее деление, в том числе внутри города федерального значения.
Кроме того, на основе регионального законодательства публичное управление местными сообществами в городском округе может также реализовываться на территории внутригородского района.
Содержание территориальных основ местного самоуправления
Система организации публичного управления напрямую зависит от территории управления, потому как функционирование местных органов публичной власти осуществляется в пределах конкретной территориальной единицы, допустимые формы которой предусматриваются специальным законодательством. Так, состав территории публичного управления местным сообществом, порядок установления такой территории, ее изменения регулируются федеральным, региональным законодательством и актами местного нормотворчества.
Специальным федеральным законодательством, устанавливающим общие основы организации публичного управления местного сообщества, определяются соответствующие формы территориальной организации публичной власти – в форме городского поселения, сельского поселения, муниципальных района или округа либо городского округа, в том числе территории внутри города и территории внутри города федерального значения. Названные формы территории публичного управления местным сообществом наделяются своими полномочиями на основании регионального законодательства.
Итак, организация публичного управления местным сообществом – это организация публичного управления территориальной единицей, в которой управление реализуется населением при наличии в собственности имущества, собственных финансовых средств (бюджета) посредством организации местных органов управления, формируемых местным сообществом непосредственно.
Уровни территориальных основ местного самоуправления
Организация управления местными сообществами реализуются на различных уровнях публичного управления, которые можно выделить по двум основным признакам:
- В качестве первого признака выделяется характер властных полномочий. Муниципалитеты более низкого с точки зрения публичного управления уровня – это поселения городского типа и сельского типа, внутригородская территория. На таких территориях разрешаются только вопросы местного характера. В свою очередь, местное сообщество более высокого с точки зрения организации публичной власти уровня, например, муниципальный район или городской округ кроме отнесенных к ведению вопросов местного характера могут реализовывать отдельные переданные им полномочия государства. Передача таких полномочий реализуется на основе федерального или регионального законодательства;
- В качестве второго признака формирования соответствующего уровня публичного управления выделяют место муниципалитета в общей системе публичного управления местным сообществом. Так, например, поселение городского или сельского типа, внутригородская территория относятся к публичной территориальной организации управления местными сообществами низшего уровня (или первичного уровня). В состав таких форм организации публичного управления местным сообществом входят другие населенные пункты, прилегающие территории, не обладающие статусом муниципального образования и лишенные права самостоятельно разрешать вопросы местного характера.
При этом организация территориального управления местным сообществом всегда строится с учетом исторических особенностей территории, ее объема, типа поселения, числа территорий, которые входят в состав управляемой единицы, численностью населения, характера инфраструктуры и связи с иными единицами публичного управления. Так, территорию организации публичного управления местным сообществом составляет исторически обособленная территория с прилегающими к ней земельными участками общего пользования, земельными участками традиционного природопользования. При этом в состав территории включается земельные участки независимо от их назначения и формы собственности.