Имидж государственной и муниципальной службы – это формируемый специальными подразделениями органов публичного управления по связям с общественностью образ государственной и муниципальной службы как высокоэффективных, социально ответственных институтов, чье функционирование обеспечивается персоналом, обладающим необходимыми для реализации должностных полномочий специальными знаниями, профессиональными навыками и умениями, деловыми и морально-нравственными качествами, которому государством и муниципалитетами гарантированы достойная оплата труда, система социальных гарантий, что позволяет привлечь на службу высококвалифицированных ответственных специалистов и обеспечить доверие населения в системе публичного управления.
Понятие имиджа государственной и муниципальной службы
Вопросы формирования имиджа связаны, прежде всего, с развитием системы частного хозяйствования, которая разрабатывала подходы к формированию позитивного образа продукта или компании-производителя в сознании потребителя для обеспечения лояльности потребителя к бренду, продукту, компании-производителю.
В последующем с развитием политических отношений стали разрабатываться и усложняться политические технологии и технологии по связям с общественностью.
В самом общем виде имидж может быть охарактеризован как стихийно или целенаправленно создаваемый образ конкретного объекта в массовом сознании. Для того чтобы сформировать образ в сознании общественности необходимо использовать технологии взаимодействия с общественным сознанием, то есть специальные технологии по связям с общественностью. Для поддержания имиджа необходимо использовать технологии его актуализации.
При этом важно отметить, что в том случае, когда имидж объекта не создается целенаправленно, он складывается стихийно, что затрудняет управление им. В том случае, если имидж сформирован целенаправленными действиями за счет реализации системы стратегических и оперативных решений, результаты таких действий обеспечат доверие, позитивную оценку и последовательный выбор со стороны общественности. Более того, в системе политических отношений положительный имидж гарантирует авторитет влияния и высокую поддержку.
Значение формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы
Перед российским государством сегодня стоит задача: утверждение в системе публичного управления демократических ценностей и гарантирование законности и эффективности функционирования механизмов публичного управления. Это, в свою очередь, актуализирует проблемы противодействия коррупционным явлениям в системе публичного управления, которые не позволяют успешно решать задачи социально-экономического развития.
Формирование и продвижение имиджа государственной и муниципальной службы в связи с этим приобретает особое значение, так как оно позволяет:
- во-первых, привлекать на службу высококвалифицированных ответственных специалистов, побеждая в конкурентной борьбе с работодателями-представителями частного бизнеса;
- во-вторых, гарантировать доверие населения к системе публичного управления, соответственно, гарантировать активную гражданскую позицию, включение индивидов и их объединений в решении социально значимых задач, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Проблемы формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы
Сегодня проблемы формирования позитивного имиджа государственной и муниципальной службы связаны:
- с дефицитом высококвалифицированных кадров в системе государственного и муниципального управления, что ведет к формальному соблюдению процедур реализации должностных обязанностей без понимания конкретного социально полезного результата собственной деятельности;
- с отсутствием сервисного подхода. В системе государственной и муниципальной службы фактически только начинают складываться этика делового общения и утверждаться толерантное, уважительное отношение к населению;
- с широким распространением коррупционных явлений в системе государственной и муниципальной службы, что ведет к прямому нарушению прав и свобод отдельных индивидов и их объединений, а также к базовым нарушениям в реализации функций и задачи публичного управления.
Пути формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы
В демократически устроенном государстве, где личность, ее права и свободы составляют главную цель функционирования механизма государственного и муниципального управления, сформировать и продвинуть позитивный имидж государственной и муниципальной службы можно посредством повышения эффективности, открытости, прозрачности функционирования системы публичного управления.
При этом формирование позитивного образа государственной и муниципальной службы должно осуществляться в рамках целенаправленной деятельности специальных подразделений органов публичного управления по связям с общественностью и всех иных элементов публичного управления.
Итак, приоритетными технологиями формирования и продвижения позитивного образа государственной и муниципальной службы являются:
- повышение открытости информации относительно управленческих процессов за счет формирования официальных порталов должностных лиц и органов публичного управления в сети Интернет;
- повышение доступности государственных и муниципальных услуг за счет внедрения сервисов по удаленному доступу к запросу таких услуг;
- представление информации государственными и муниципальными служащими относительно имеющегося в их распоряжении имущества и доходов;
- утверждение эффективной системы профессионального развития и саморазвития государственных и муниципальных служащих;
- предложение достойной оплаты труда государственным и муниципальным служащим, а также системы социальных гарантий более высоких, чем в сфере частного хозяйствования и др.