Технология разрешения конфликта интересов на государственной службе – это законодательно регламентированные методы и инструменты преодоления коррупционных явлений в системе государственной службы посредством обязывания государственного служащего или его непосредственного руководителя принимать организационные и иные меры в виде изменения положения служащего в должности или по службе, в частности отстранения от исполнения обязанностей, самоотвод или отвод, или в виде отказа от той личной выгоды, которая выступает причиной конфликта интересов.
Значение технологий разрешения конфликта интересов на государственной службе
Институт конфликта интересов является важным направлением антикоррупционной политики государства в системе государственной службы. Названный институт фактически представляет собой систему методов и инструментов предупреждения негативных коррупционных явлений в системе должностных и служебных отношений, складывающихся на государственной службе, которая обеспечивает эффективное законное добросовестное исполнение государственными служащими своих полномочий.
Непринятие мер по разрешению конфликта интересов приводит к серьезным нарушениям организационно-правовых принципов системы государственной службы и, как следствие, к неэффективному осуществлению служебной деятельности. Указанное предопределяет необходимость выработки технологий противодействия коррупционным явлением в системе государственной службы, в том числе посредством регламентации процедуры разрешения конфликта интересов.
Правовое регулирование технологий разрешения конфликта интересов на государственной службе
Институт конфликта интересов получил правовую регламентацию в положениях специального законодательства, регулирующего функционирование системы государственной службы, и законодательстве о противодействии коррупционным явлениям. При этом положения названных законодательных актов конкурировали между собой, противоречия были устранены с принятием федерального закона 2015 г., закрепившего общее понятие конфликта интересов. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой личная заинтересованность государственного служащего, который в соответствии с занимаемой должностью обязан принимать меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов, способна повлиять на надлежащую, объективную и беспристрастную реализацию им своих полномочий.
Важнейшее значение указанного федерального закона определяется тем, что он вводит процедуру разрешения конфликта интересов, а именно устанавливает обязанность лиц, которые замещают должности государственной службы, а также их непосредственных руководителей сообщать относительно возникшей личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, реализовывать меры для разрешения конфликта интересов.
Содержание технологии разрешения конфликта интересов на государственной службе
В соответствии со специальным законодательством в сфере противодействия коррупции прилагать усилия по разрешению конфликта интересов обязаны:
- государственные муниципальные служащие;
- служащие Центрального Банка РФ, лица, замещающие должности в государственной корпорации, публично-правовой компании, во внебюджетном фонде и организации, которая учреждается Российской Федерации в соответствии со специальным федеральным законам, а также лица, которые замещают должности финансового уполномоченного;
- лица, которые замещают должности, включенные в специальный перечень в связи с реализацией задач контрольных органов государственной власти;
- иные лица, когда это прямо предусмотрено законодательством.
В случае, когда возникает ситуация в которой личная заинтересованность указанных лиц может повлиять или непосредственно влияет на надлежащую адекватную беспристрастную реализацию полномочий такими лицами, для разрешения конфликта интересов специальным законодательством предусматриваются следующие технологии:
- изменение должностного или служебного положения лица;
- отказ от той выгоды, которая могла бы послужить или служит причиной конфликта интересов;
- отстранение от должности или самоотвод.
Непосредственная процедура разрешения конфликта интересов представляет собой последовательность действий, реализуемую государственным служащим или иным лицом, на которого возлагается обязанность по предотвращению конфликта:
- служащий или лицо, на которого законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов, должен в письменном виде направить уведомление своему непосредственному начальнику относительно возникновения конфликта интересов или возможности такого возникновения, как только он получает сведения относительно такого конфликта или возможности такого конфликта;
- представитель нанимателя, в случае если у него возникают подозрения относительно возникновения у служащего или иного лица, на которого возложена обязанность предпринимать меры к предотвращению конфликта интересов, личной заинтересованности, способной привести к возникновению конфликта интересов или уже приведшей к конфликту интересов, обязан предпринять усилия по разрешению такого конфликта;
- при появлении возможности конфликта интересов или возникновении конфликта интересов используется одна из технологий разрешения конфликта, которая наиболее полно соответствует ситуации. Это отстранение от реализации служебных или должностных обязанностей, отказ от интереса, который служит причиной конфликта, а также отвод или самоотвод служащего.
Для исследования соответствия поведения государственных служащих требованиям федерального законодательства и подзаконных актов образуются специальные комиссии на уровне региональных и федеральных органов.
Реализация технологий разрешения конфликта интересов на государственной службе обеспечивается привлечением к ответственности лиц, которые в силу положений закона обязаны предпринимать меры по разрешению конфликта интересов, однако своевременно указанные меры не предприняли.