Техническое регулирование в строительстве – это политика государства по осуществлению технической регламентации строительной деятельности и организации контроля соблюдения технических норм при осуществлении строительства.
Сущность технического регулирования в строительстве
Техническое регулирование в строительстве имеет политические и экономические аспекты, формируемые под влиянием различных факторов. К числу основных факторов, которые влияют на техническое регулирование в строительстве, относятся следующие:
- во-первых, нормативно-правовая база государства или объединения государств, формирующая основы технического регулирования строительства на отдельной территории;
- во-вторых, роль государственного регулирования, выражающегося в нормировании, стандартизации и оценке строительной деятельности, ее результатов;
- в-третьих, ресурсы, определяющие возможности строительства;
- в-четвертых, международная интеграция, оказывающая влияние на импорт и экспорт капитала в сфере строительства отдельных государств.
Техническое регулирование в строительстве - это метод нетарифного регулирования строительного рынка, выражающегося в использовании мер административного, правового и организационного характера для урегулирования технических аспектов строительной продукции и условий ее обращения на рынке.
Основное назначение технического регулирования в строительстве состоит в установлении правил и организации контроля горизонтальных отношений равноправных субъектов товарооборота строительной продукции, а также вертикальных отношений между субъектами строительной деятельности и органами власти.
Современное техническое регулирование в строительстве отличается противоречивостью и многогранностью целей, с одной стороны, оно обеспечивает установление ограничений, с другой стороны, требует их устранения. Техническое регулирование в строительстве призвано обеспечить безопасность объектов строительства для природной среды и населения, при этом оно стремится к обеспечению свободы экономической деятельности в строительстве за счет устранения технических барьеров, которые препятствуют свободному обращению строительной продукции на рынке.
Специфика зарубежного опыта технического регулирования в строительстве
Техническое регулирование в строительстве во многом выходит за пределы национального законодательства или зачастую не имеет правовой основы в целом. К примеру, Соединенные Штаты Америки не создали ни одного закона, который на федеральном уровни урегулировал бы основные аспекты технического регулирования. При этом американская система технического регулирования в строительстве является сложным и эффективным саморегулируемым организмом, сформировавшимся естественным путем в результате многолетнего практического опыта.
Европейский Союз имеет общую систему технического регулирования, которое явно выходит за рамки национального. В этом случае действует феномен надгосударственного законодательства, не имеющий прецедента.
Также для зарубежной практики технического регулирования в строительстве характерно преобладание тенденции в направлении осуществления этого вида регулирования. Государства стремятся дистанцироваться от непосредственного участия в техническом регулировании строительства, выводя на первый план процессы саморегулирования, которые позволяют объединению субъектов строительной сферы формировать собственные технические стандарты и регламенты деятельности, осуществлять их контроль, следовать им.
Разгосударствление технического регулирования в строительстве выражается в снижении роли государственного регулирования в управлении сферой строительства за счет передачи ряда государственных функций частному сектору, объединенному по отраслевой принадлежности. Такие тенденции появились во многих развитых странах Европа, Северной Америки, Тихоокеанского региона и Азии.
Особенности технического регулирования в строительстве в отдельных странах
Техническое регулирование в Китайской Народной Республике формируется законом о строительстве 1998 года, которые устанавливает:
- во-первых, строительные правила и нормы, которые действуют на этапе проектирования, строительства и монтажа, ввода в эксплуатацию, испытания и оценки. В Китае действует более 800 строительных правил и норм, также обязательных стандартов, изложенных во множество кодексов, к примеру, для системы отопления их предусмотрено около 60;
- во-вторых, стандарты, которые носят обязательный и добровольный характер. Стандарты делятся на национальные, профессиональные, местные и локальные, то есть разработанные отдельными строительными фирмами;
- в-третьих, пособия, разработка которых осуществляется в соответствии и для развития строительных норм и правил.
Разработкой технических регламентов занимается Министерство жилья, сельского и городского строительства Китайской Народной Республики, утверждение осуществляет Национальный орган по стандартизации.
Система технического регулирования в строительстве Великобритании формируется законом о строительстве 1984 года, который создает базу для разработки и утверждения строительных норм, нормативных пособий, одобренных стандартов.
Строительные нормы Великобритании представляют собой совокупность основополагающих требований к сооружениям и зданиям, реализуемых на стадии проектирования, строительства и эксплуатации.
Разработку технических норм в строительстве, а также пособий в сфере строительства Великобритании осуществляет Совет по нормированию в строительном секторе, утверждаются данные нормы Правительством Великобритании.
Система технического регулирования в строительстве Японии формируется множеством законов, к числу которых относятся загон о гигиене, о строительном нормировании, о пожарной безопасности, помимо этого техническое регулирование осуществляется в соответствии с Градостроительным законом, законом о безбарьерной среде, об энергоэффективности.
Совокупность этих нормативно-правовых актов определяет санитарно-гигиенические нормы строительства, требования к конструкции зданий, их пожарной безопасности.
Разработку технических регламентов и норм осуществляет Министерство земли, транспорта, инфраструктуры и туризма, утверждение возложено на японское Правительство.