Стимулирование потребительского рынка - это меры государственного воздействия на потребительский рынок, призванные обеспечить его развитие и эффективное формирование в условиях рыночной экономики для достижения целей социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.
Сущность и значение потребительского рынка
Потребительский рынок представляет собой совокупность физических лиц домохозяйств, осуществляющих приобретение продукции и услуг для личного использования некоммерческого характера.
Характеристиками потребительского рынка выступают:
- во-первых, высокий уровень конкуренции;
- во-вторых, обилие и разнообразие товара и услуг;
- в-третьих, децентрализованная структура.
Понятие потребительского рынка носит дискуссионный характер и обсуждается специалистами по настоящее время.
Потребительский рынок - это рынок, который принимает активное участие в денежном и материальном обращение, обеспечивает регулирование экономических отношений отдельных субъектов воспроизводства.
Потребительский рынок - это рынок, действующий в общей системе рынков на основе соотношения спроса и предложения на товары и услуги, необходимые обществу.
Потребительский рынок представляет собой совокупность операций купли-продажи и сферу реализации услуг и товаров, предназначенных для личного некоммерческого потребления.
Потребительский рынок является системой экономических отношений, отличающейся:
- во-первых, подверженностью влиянию государственной власти, конкуренции, ценообразования и иных рыночных механизмов;
- во-вторых, соотношением спроса и предложения на услуги и товары, определяемым потреблением;
- в-третьих, наличием соединительного звена, координирующего движение услуг и товаров к потребителям от производителей в рамках географического и экономического пространства в соответствии с принципом конкуренции, имеющейся инфраструктуры, формирующей оптимальную пропорцию этих сфер, обмен услуг и товаров в соответствии с критерием цены, формирующейся под воздействием спроса и предложения;
- в-четвертых, наличием сбалансированности интересов рыночных субъектов, призванных обеспечить потребительский спрос, решение проблем социального характера, адекватное распределение доходов.
Функции потребительского рынка
Потребительский рынок обеспечивает реализацию следующих функций:
- регулирующей. Эта функция обеспечивает установление обратной связи в экономике, координирует объемы производства и потребления в условиях их динамики;
- стимулирующей. Эта функция обеспечивает рост эффективности производства, состоящий в производство продукции высокого качества при условии минимальных затрат;
- посреднической. Потребительский рынок обеспечивает роль посредника между потребителями и производителями услуг и товаров;
- контролирующей. Эта функция состоит в нахождении баланса между качеством товара и его ценой на потребительском рынке;
- информационной. Эта функция состоит в сборе сведений относительно различных общих и специфических вопросов развития рынка, потребления, доходов, ассортимента товаров и услуг и так далее.
Сущность государственного стимулирования потребительского рынка
Потребительский рынок представляет собой исключительно рыночную категорию, которая минимально нуждается во вмешательстве государства в его регулирование. Однако государство сохраняет за собой функцию осуществления государственного стимулирования потребительского рынка, особенно в условиях нестабильного развития национальной экономики.
Меры стимулирования потребительского рынка призваны обеспечить сохранение сбалансированности спроса и предложения на рынке. Потребительский рынок выступает в качестве составной части общей структуры рыночной экономики, обеспечивающей движение услуг и товаров, завершающей воспроизводственный процесс. У потребительского рынка имеются крепкие связи со всеми другими элементами рыночной системы, он характеризуется серьезным влиянием на экономические отношения.
Регулирование потребительского рынка осуществляется с помощью типовых законодательных, исполнительных и контролирующих мер государственного регулирования, реализуемого органами, наделенным соответствующими полномочиями. Механизм стимулирования потребительского рынка на современном этапе экономического развития является интегрированной системой методов, форм, средств и инструментов, которые позволяют государству оказывать влияние на участников потребительского рынка.
В качестве объектов государственного стимулирования потребительского рынка можно рассматривать совокупность экономических, управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе передачи права собственности на товары и услуги от производителя к потребителю в лице населения.
Субъектами стимулирования потребительского рынка выступают органы государственного управления и органы муниципального управления.
Цели государственного стимулирования потребительского рынка могут носить разнообразный характер. Их принято делить на цели стратегического и тактического характера. Стратегическая цель стимулирования потребительского рынка состоит в обеспечении стабильности этого рынка в экономическом и социальном плане, наращивании конкурентных преимуществ. Тактические цели стимулирования потребительского рынка различаются в соответствии с объектами регулирования, но состоят в взаимоувязке частных и общественных интересов.
Стимулирование потребительского рынка состоит в формировании условий для осуществления свободной торговли хозяйствующих субъектов, взаимодействия населения, производителей и посредников, препятствовании формировании монополий в системе розничной торговли, создании условий для успешного и оперативного развития посреднических и торговых сетей, обеспечении либерализации цен.