Теория государственного суверенитета – это политико-философская концепция, разработанная Жаном Боденом, в рамках которой государственная власть рассматривается как верховная, суверенная, постоянная в пространстве и времени, при этом государство как носитель власти стоит вне закона и не обременено волей иных субъектов политической системы, имеет возможность определять функционирование законодательной, исполнительной или судебной ветвей власти.
Значение и условия разработки теории государственного суверенитета Жана Бодена
На своей территории государство в современном мировом сообществе обладает суверенитетом, что исключает возможность реализации власти иным государством на данной территории. Если бы территориального ограничения власти государства не осуществлялось, то разные государства могли бы претендовать на реализацию власти на одной и той же территории, в отношении одних и тех же лиц, их объединений, имущества, имущественных прав и пр. Это бы, в свою очередь, привело к анархии, хаосу во взаимоотношениях на международной арене и внутри государства.
История развития общества и государства сегодня позволяет утверждать, что в условиях глобализации чрезвычайно важно обеспечить признание и уважение к суверенитету каждого государства мировым сообществом. В современных условиях суверенитет выступает инструментом для обеспечения:
- неприкосновенности территории государства;
- невмешательства во внутренние вопросы управления государством иных государств.
Только такой подход позволяет реализовать в полной мере принципы демократического управления.
Основы теории государственного суверенитета были разработаны французским мыслителем, социологом Жаном Боденом. В научной литературе категория суверенитет возникла в XVI в. Это было связано частично со спецификой исторических условий, а именно с:
- жестокими религиозными войнами, происходящими во Франции;
- противоборством протестантизма и католицизма;
- общественным кризисом, который переживала французская нация, расколовшись на партии, не способные к компромиссу ни по каким социально значимым вопросом.
Усилия Жана Бодена были направлены на выявление объединяющих начал в целях урегулирования конфликта между протестантами и католиками. Иными словами, мыслитель пытался разработать новую государственное устройство, способное гарантировать стабильность государственной власти и прекращение феодальной раздробленности. При этом ученый отмечал, что ранее мыслители, употребляя категорию суверенитет, не раскрывали ее содержание, он полагал необходимым сформулировать определение суверенитета. Результатом его усилий стала разработка теории государственного суверенитета.
Содержание теории государственного суверенитета Жана Бодена
Государственно-правовое учение Жана Бодена характеризует государство как реализацию суверенной власти в отношении всех семей и того имущества, которым владеют такие семьи. Следуя подходу Бодена, государство характеризуется такими признаками, как:
- суверенная власть;
- справедливое управление народом;
- справедливое управление принадлежащим народу (то есть многим семьям) имуществом.
Кроме вышеперечисленных признаков, Жан Боден в качестве необходимых признаков государства отмечал и такие, как:
- достаточная территория;
- местность, условия которой пригодны для жизнедеятельности;
- плодородие земель, образующих территорию государства;
- наличие множества скота для пропитания и одежды подданных;
- мягкость климата и пр.
Рассматривая процесс возникновения государства, ученые указывали, что любое государство происходит от семьи, которая постепенно размножается, или сразу создается посредством собирания народов воедино, завоевания, или от колонии, которая приходит из другого государства.
При этом Боден отмечает, что все типы государства возникают по принуждению наиболее сильных членов общества или в результате согласия одних индивидов на добровольной основе перейти в подчинение других, передав им всю свою свободу с тем, чтобы последние распоряжались ей, опираясь на суверенную власть либо в соответствии с требованиями закона, либо без законных ограничений.
Таким образом автор отмечает три возможных пути возникновения государства:
- из семьи;
- посредством общественного договора;
- посредством завоевания.
Возникновение государства и семьи представляет собой правильно созданный семейный союз. Семья рассматривалась Боденом как основа государства и как его наиболее простая версия.
Когда государство учреждается на основании договора, это предполагает, что часть людей на добровольно принятых условиях отказывается от своей свободы в пользу других. Автор отмечал, что в указанном случае власть полностью переходит суверену от народа. При возникновении государства в результате завоевания воля победителя становится законом для всех остальных.
Необходимым признаком нового государства, по Жану Бодену, становится суверенитет, то есть абсолютная и вечная власть государства, которая стоит над населением и не ограничена ничем, в том числе и законом. Итак, в соответствии с теорией Жана Бодена государство суверенно, то есть верховно и ничем не ограничено.
Свойства государственного суверенитета по Жану Бодену
В соответствии с теорией государственного суверенитета Жана Бодена необходимыми свойствами суверенитета являются следующие:
- суверенная власть распространяется на все общество и потому носит публичный характер. Это позволяет отличить ее от власти главы семьи, от власти общественной организации, которая носит частный характер;
- верховная власть постоянна, то есть она не должна и не может быть временной: только если она перенесена на лицо без ограничения каким-либо сроком, она может сохранять свое верховенство;
- суверенитет государства предполагает неограниченность, абсолютность верховной власти, ее ограничить могут только божественные и естественные законы, по своей же природе государственная власть выше всех человеческих законов;
- суверенитет государственной власти предполагает ее неделимость и единство. Иными словами, не допускается наличие никаких иных государственных органов, которые бы были равны государству или были бы выше его.
При этом Боден рассматривает обладателя верховной власти в государстве только как уполномоченного представителя государства, который необходим для непосредственной реализации воли народа и управления народом для всеобщего блага.