Механизмы институциональных изменений – это закономерности эволюции правил взаимодействия индивидов и организаций в политической, экономической, социальной и иных общественных сферах.
Понятие и значение институтов
Проблема институционализма сегодня широко исследуется в различных областях научного знания. В современной теории институты рассматриваются в качестве основ, происходящих социальных, экономических процессов, процессов публичного управления.
Категория институт при этом однозначной трактовки в теории не получила. В самом общем виде институты можно охарактеризовать как сформировавшуюся в соответствующих исторических условиях систему политических, социальных, экономических правил. Специфика институтов заключается в том, что индивид, группа индивидов, организации не способны в краткосрочной и среднесрочной перспективе существенно повлиять на институты.
Так, выделяют формальные и неформальные институты:
- формальные институты формируются государством в виде правил поведения, предусматривающих ограничения, запреты и желаемые виды поведения;
- неформальные институты, в свою очередь, формируются там, где недостаточно эффективны формальные институты. Неформальные институты могут носить как позитивный характер, регулируя те области, которые не нуждаются в государственном вмешательстве, так и негативный характер, подменяя государственно-правовые институты.
Значение институтов определяется следующими их характеристиками:
- институты обеспечивают понятность, адекватность, предсказуемость деятельности субъектов правоотношений и иных общественных отношений;
- институты позволяют сократить организационные издержки в экономических отношениях, политических отношениях и пр.;
- институты обеспечивают ознакомление участников правоотношений и иных общественных отношений с правилами поведения в соответствующей сфере, усвоение таких правил;
- институты формируют систему позитивных и негативных стимулов для организации желаемого поведения;
- институты обеспечивают свободу деятельности индивида и его безопасность при условии соблюдения им соответствующих правил поведения.
Сущность институтов заключается в том, что они неподвластны случайным произвольным изменениям, даже когда они инициируются государством, они должны отвечать социальным потребностям, и только тогда будут восприняты социумом и начнут функционировать. В противном случае они будут заменены системой неформальных институтов.
Современные трансформации управленческих институтов
Прежде всего, необходимо отметить, что трансформация управленческих институтов происходит в современной России с распада Советского государства. Перед Россией стоит задача выработки управленческих институтов, эффективно регулирующих экономические, политические, социальные, экологические и иные общественные отношения на демократических принципах.
Так, перед современным российским государством стоит задача формирования правового государства и гражданского общества, а также социального государства. В свою очередь, указанные характеристики не могут быть реализованы без утверждения в обществе соответствующих управленческих институтов, к числу которых относятся:
- реальное обеспечение прав личности, обеспечение ее безопасности и социальной защищенности;
- реализация обязанности государства функционировать исключительно в интересах населения и обеспечение ответственности государства за эффективность осуществления функций публичного управления;
- утверждение принципа разделения властей, а также распределения компетенции публичного управления по вертикали между федеральным центром и региональными и муниципальными территориями;
- организация каналов непосредственного взаимодействия системы публичного управления с населением, в том числе для включения населения в принятие управленческих решений на всех уровнях публичного управления;
- формирование рыночной экономической системы на условиях равенства субъектов экономических правоотношений, свободы договора, свободы предпринимательской деятельности и др.
Иными словами, перед современным российским государством стоит задача сформировать благоприятную среду для активной реализации потенциала личности, для свободной экономической деятельности, для решения стратегических задач развития государства и территорий, его образующих.
Механизмы и типы институциональных изменений
Институциональные изменения могут носить как формальный, так и неформальный характер, то есть инициироваться уполномоченными на регулирование общественных отношений субъектами в ответ на социальные запросы или формироваться обществом в случаях, когда государство и право не справляются с решением задач управления.
Сегодня стратегическая задача государства в области трансформации управленческих институтов является качественное переустройство социальной жизни исходя из национальных интересов, имеющегося опыта реализации демократических институтов на основе инновационного обновления экономики для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития государства.
Формирование институциональных изменений, таким образом, сегодня включает:
- формирование законодательных и нормативных инструментов эффективного взаимодействия между государством и обществом для удовлетворения социальных потребностей и обеспечения в долгосрочной перспективе социально-экономического развития и благосостояния населения;
- формирование партнерской модели отношений, которая позволит объединить финансовые, организационные, трудовые ресурсы частного бизнеса, институтов гражданского общества и государства для решения социальных, экологических, экономических и иных значимых для общественного и государственного развития задач;
- формирование благоприятной среды для активного экономического роста, в том числе посредством обеспечения стабильности налогового, административного, гражданского законодательства, сокращения административных и налоговых барьеров для предпринимательства и разработки и реализации специальных программ поддержки предпринимательства и др.