Современные административные реформы – это действия органов государственного и муниципального управления, направленные на совершенствование этого управления с целью повышения его эффективности и удовлетворенности граждан государственными и муниципальными услугами, а также проводимой государственной и муниципальной политикой.
Характеристика административных реформ как неотъемлемой части государственного и муниципального управления на современном этапе развития общества
Одной из важнейших задач развития государственного и муниципального управления является поиск новых моделей его осуществления, выражением которых являются административные реформы. Назначение административных реформ государственного и муниципального управления состоит в обеспечении результативности государственных и муниципальных процессов, повышении их эффективности.
Административная реформа нацелена не только на осуществление практических шагов по реформированию системы государственного и муниципального управления, но и подкрепление их теоретической обоснованности, анализ практики осуществления административных переходных процессов в различных странах.
Для современных административных реформ характерна интернационализация реформирования системы государственного и муниципального управления за счет исследований таких организаций как Международный Валютный Фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк. Эти международные организации осуществляют работу по исследованию опыта административного реформирования государственного и муниципального управления и выработке всеобщих критериев его применения.
Характеристика содержания современных административных реформ
Основной тенденцией современных административных реформ является переход от системы государственного администрирования к государственному менеджменту. Потребность в таком переходе сформировалась в 70-80 годах XX века за счет влияния политических, социальных, экономических факторов, принимаемых во внимание консервативными правительствами, действующими в различных западных странах. Эта тенденция получила наиболее яркое распространение в англосаксонских странах, которые сформировали базу для современного административного реформирования.
В качестве основной причины изменения подхода к административной реформе выступила нагрузка на государственную бюджетную систему со стороны социальных проблем, выражающихся в росте удельного веса пенсионеров на фоне катастрофического снижения численности экономически активного населения, повышения безработицы, динамики потребительских ожиданий в отношении стандартов жизнедеятельности, государственных и муниципальных услуг.
В системе государственного управления на первый план были выдвинуты социально-экономические вопросы, обусловленные потребностями граждан и наличием у государства финансовых и организационных возможностей их удовлетворения. Как следствие, страны столкнулись с растущим дефицитом государственной бюджетной системы, что принудило их к реализации более решительных мер по реформированию государственного и муниципального управления с целью рационализации государственных расходов и обеспечения роста эффективности их использования.
Результатом административного реформирования стала реализация рыночного или экономического подхода к системе государственного и муниципального управления. Суть этого подхода состоит в обеспечении эффективности государственного и муниципального управления по всем его направлениям, включая экономическое, социальное, организационное. Реализация экономического подхода к государственному и муниципальному управлению обусловила переход от администрирования к государственному и муниципальному менеджменту.
Принципиальные основы современных административных реформ
Современные административные реформы разных стран отличаются своей спецификой, но в определенной мере могут быть сведены к ряду обобщенных принципов, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, резкий рост значимости финансового менеджмента в системе государственного и муниципального управления. Современные административные реформы стремятся к повышению ценности общественных денег, экономии государственных средств, росту заинтересованности государственных и муниципальных служащих и органов государственного и муниципального управления в получении доходов, а не только растрачивании средств;
- во-вторых, нацеленность реформы на обеспечение роста значимости оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, органов государственного и муниципального управления в соответствии с достигнутыми результатами, а не осуществленным количеством действий или проявленной активности. Под результатом деятельности органов государственного и муниципального управления, а также государственных и муниципальных служащих подразумевается не только экономия государственных и муниципальных средств при достижении цели, но и показатели качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг;
- в-третьих, изменение отношений, складывающихся между государственными и муниципальными служащими и гражданами, которые обращаются к этим служащим за определенными государственными и муниципальными услугами. Государство и муниципальные власти должны обеспечивать рост служебной роли органов государственного и муниципального управления. Основная задача публичной власти состоит в оказании населению услуг, развитии системы этих услуг, повышении их эффективности;
- в-четвертых, отказ от монополии государственной и муниципальной власти в сфере организации и функционирования органов государственного и муниципального управления по оказанию государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день публичная власть стремится к привлечению частных хозяйствующих субъектов в систему оказания государственных и муниципальных услуг, что обеспечивает снятие нагрузки с государства, а также профессиональное решение ряда проблем;
- в-пятых, противостояние рыночного подхода к системе государственного и муниципального управления и бюрократической иерархичности публичной власти.