Социальное обслуживание населения – это деятельность специализированных социальных служб, которая заключается в оказании гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, материальной помощи, а также социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг.
Теоретические основы социального обслуживания населения
В настоящее время все большее количество стран признает себя в качестве социальных государств. Данное обстоятельство накладывает на них обязательство по осуществлению социального обслуживания населения. Социальным обслуживанием населения принято называть отдельное направление деятельности государственных органов.
Оно реализуется специально созданными социальными службами и организациями, которые занимаются оказанием материальной помощи, а также социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг. Получателем этих услуг и помощи являются те граждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Трудной жизненной ситуацией принято называть ту объективную ситуацию, которая нарушает привычную жизнедеятельность человека и не может быть им самостоятельно преодолена. В качестве примеров трудной жизненной ситуации можно привести инвалидность, старость, болезнь, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, безработица, малообеспеченность, одиночество, конфликты и жестокое обращение в семье и т.д.
В основе социального обслуживания населения положено соблюдение следующих принципов:
- Адресный характер предоставления социальных услуг;
- Обеспечение равного доступа граждан к системе социального обслуживания населения;
- Предоставление гражданам социальных услуг на условиях конфиденциальности;
- Добровольный характер оказания гражданам социальных услуг;
- Полное материальное, финансовое и прочее обеспечение деятельности социальных служб и организаций;
- Сохранение привычной благоприятной среды получателей социальных услуг, максимальная приближенность к ним социальных служб и организаций.
Современное состояние социального обслуживания населения в России
В настоящее время систему социального обслуживания населения в Российской Федерации возглавляет Министерство труда и социальной защиты. В его компетенции находится разработка и осуществление политики государства в сфере социального обслуживания, в том числе посредством нормативно-правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Кроме него, систему социального обслуживания населения представляют уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, подведомственные государственные организации, специализированные некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
На данный момент предусмотрено три формы предоставления гражданам социальных услуг:
- На дому – услуги предоставляются гражданам при условии обеспечения доступа в их жилье работникам организации социального обслуживания;
- В полустационарной форме – услуги предоставляются граждан при условии их обращения в организации социального обслуживания в определенное время суток;
- В стационарной форме – услуги предоставляются гражданам при условии их проживания в организации социального обслуживания.
В настоящее время в Российской Федерации активно обновляется стационарное социальное обслуживание граждан. Создано около 1,3 тысячи государственных стационарных учреждений социального обслуживания, что в два раза превышает показатели двадцатилетней давности (или на 16 тысяч мест в пересчете на количество получателей социальных услуг). Сейчас в этих учреждениях проживает более 240 тысяч граждан.
Кроме того, продолжает развиваться сеть специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, которые предоставляют услуги по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми и инвалидами. В настоящее время социальные услуги в подобной форме получают более 150 тысяч граждан.
Перспективы развития социального обслуживания населения в России
Развитие системы социального обслуживания населения в России планируется осуществить через реализацию соответствующих государственных программ и национальных проектов. Основной лейтмотив этих документов заключается в том, чтобы в стране была выработана полноценная, комплексная и многофункциональная система социального обслуживания, которая бы соответствовала потребностям населения.
Мероприятия, которые органы государственной планируют реализовать в сфере социального обслуживания населения в ближайшей перспективе, можно представить в виде следующих основных направлений:
- Разработка инновационных технологий предоставления услуг социального обслуживания, которая предусматривает применение методов научно-методических исследований и опытно-экспериментальных работ;
- Совершенствование инфраструктуры предоставления услуг социального обслуживания посредством оптимизации и модернизации сети социальных служб и организаций социального обслуживания;
- Ресурсное обеспечение деятельности социальных служб и организаций социального обслуживания по предоставлению гражданам социальных услуг (в частности, улучшение информирования населения, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, материально-техническое содействие малообеспеченным регионам).
Помимо перечисленного, можно сказать, что в сфере социального обслуживания населения эффективными могут оказаться технология социального патронажа, механизм государственного и муниципального заказа, система государственно-частного партнерства, формирование баз данных получателей социальных услуг, создание участковых социальных служб и т.п.