Совершенствование управления защитой окружающей среды – это меры, направленные на устранение недостатков и оптимизацию процесса управления охраной окружающей среды с целью обеспечения ее сохранности для нынешних и будущих поколений.
Необходимость управления защитой окружающей среды
Современные экологические проблемы, потребительское отношение человечества к окружающей среде вывели управление защитой окружающей среды на передний план в системе задач публичной власти. Экологическое законодательство развитых стран и мирового сообщества требует реализации мер, обеспечивающих рациональность природопользования и защиту окружающей среды.
Управление защитой окружающей среды осуществляется на различных уровнях власти с помощью разных субъектов управления. Каждый уровень управления реализует специальные задачи, которые формируют его функции в системе защиты окружающей среды.
Функции управления защитой окружающей среды – это направления деятельности публичной власти, обеспечивающие охрану окружающей среды и рациональность природопользования.
Состав функций управления защиты окружающей среды включает:
- во-первых, осуществление подзаконного нормотворчества в сфере экологии;
- во-вторых, формирование системы органов власти, обеспечивающих взаимодействие природы и общества;
- в-третьих, осуществление координации деятельности, направленной на охрану окружающей среды и управление природопользованием;
- в-четвертых, планирование в экологии;
- в-пятых, нормирование в экологии;
- в-шестых, разработка экотехнологических регламентов;
- в-седьмых, стандартизация в экологии;
- в-восьмых, проведение экологической экспертизы;
- в-девятых, осуществление экологического лицензирования и аудита;
- в-десятых, осуществление научных исследований в сфере охраны окружающей среды и природопользования и так далее.
Управление защитой окружающей среды осуществляется на всех уровнях публичной власти, в том числе и федеральном, региональном и муниципальном. Реализация мероприятий по защите окружающей среды осуществляется в различных направлениях, включающих в себя экологический надзор, учет, контроль, нормирование и так далее.
Направления совершенствования управления защитой окружающей среды
Органы государственного и муниципального управления, а также общества, сознательно относящиеся к природе, должны постоянно предпринимать и реализовывать меры, направленные на обеспечение защиты окружающей среды. Мировое сообщество давно провозгласило принцип бережного отношения к природе и рационального природопользования, однако на практике многие принципы экологического управления общественным развитием носят декларативный характер.
При совершенствовании системы управления защитой окружающей среды необходимо отходить от формальных принципов, сосредотачиваясь на реальной практике экологического потребления природных ресурсов и окружающей среды.
Правительство должно оказывать финансовую поддержку всем хозяйствующим субъектам, которые работают над созданием и практической реализацией ресурсосберегающих технологий, внедряют безотходное производство, осуществляет переработку и вторичное применение различных материалов, соблюдают экологические нормы и так далее. Эта финансовая поддержка должна осуществляться в разнообразных формах, начиная от снижения налоговых ставок, льготного кредитования, заканчивая уменьшением экологических налогов и сборов.
Нормативы использования природных ресурсов должны соответствовать реалиям, что позволит обеспечить их соблюдение.
Также в рамках совершенствования управления защитой окружающей среды необходимо ужесточить контрольные мероприятия за соблюдением экологических нормативов, переработкой отходов, их хранением и так далее. На сегодняшний день в этой сфере процветает коррупция, организация незаконных мест хранения, слив жидких отходов в водоемы и так далее.
Контрольная деятельность государства в отношении экологии должна быть настолько жесткой и всеобъемлющей, чтобы хозяйствующие субъекты не допускали даже возможности нарушения экологического законодательства. Только жесткие меры в этой сфере могут обеспечить получение достаточного результата.
Особое внимание при осуществлении совершенствования управления защитой окружающей среды необходимо уделить экологическому аудиту, который представляет собой независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере охраны окружающей среды.
Экологические аудит должен осуществляться в отношении всех хозяйствующих субъектов, деятельность которых обеспечивает воздействие на окружающую среду. Посредством экологического аудита должна выявляться степень деградации окружающей среды под воздействием деятельности хозяйствующих субъектов, определяться участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению, выявляться технологии и оборудование, применяемые для охраны и защиты окружающей среды и так далее.
Специалисты в сфере защиты экологии должны получить широкие права, позволяющие приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, наносящих вред окружающей среде. Их деятельность должна получать поддержку не только на уровне федерального Правительства, но со стороны региональных и муниципальных властей.
Также работа по совершенствованию управления защитой окружающей среды должна осуществляться в рамках просветительского направления. Население и хозяйствующие субъекты в лице их представителей должны понимать значимость защиты окружающей среды, осознавать свою ответственность перед будущими поколениями россиян, поддерживать меры, реализуемые публичной властью с целью защиты окружающей среды. Государство должно поддерживать волонтерские и общественные движения, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды, помогать и вовлекать в эти движения граждан, содействовать пропаганде их деятельности.