Амбулаторно-поликлиническое учреждение – это лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает медицинские услуги широкого профиля в рамках догоспитальной стадии медицинской помощи населению закрепленной за ним территории.
Значение совершенствования управления деятельностью амбулаторно-поликлинического учреждения
Сегодня перед государством стоят задачи наиболее полного обеспечения прав и свобод личности. Указанное в полной мере распространяется и на сферу медицинских услуг. В отрасли сегодня провозглашена цель повышения эффективности оказания медицинских услуг и это требует переосмысления управления лечебными учреждениями, в том числе и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, по следующим векторам:
- поиск источников ресурсного обеспечения функционирования медицинских учреждений, в том числе финансовых; оптимизация использования имеющихся ресурсов;
- информатизация сферы повышения доступности медицинских услуг через внедрение информационных технологий;
- привлечение в отрасль эффективных менеджеров;
- формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий и др.
В условиях рыночной экономики, где все субъекты рынка имеют равные права и реализуют их свободно на конкурентной основе медицинские учреждения, как и всякие другие организации, должны стремиться повысить эффективность собственного управления. В свою очередь, совершенствование управления функционированием амбулаторно-поликлинического учреждения позволит повысить качество медицинских услуг, количество таких услуг при обеспечении достойной оплаты труда медицинским работникам и, соответственно, решение главной задачи функционирования таких учреждений – обеспечение прав населения конкретной территории на оказание качественных и своевременных диагностики и лечебных услуг.
Основные направления совершенствования управления деятельностью амбулаторно-поликлинического учреждения
Попытки реформирования системы управления медицинской отрасли, а также деятельностью отдельных учреждений продемонстрировали что российские медицинские учреждения не готовы к функционированию в рыночной системе. Применяемые управленческие технологии устарели и неэффективны. Указанное актуализирует необходимость внедрения новых управленческих технологий для обеспечения инновационного развития медицинской отрасли и в частности для повышения эффективности диагностики и лечения населения в амбулаторно-поликлинических учреждениях на конкретной территории.
В качестве приоритетных направлений оптимизации управления амбулаторно-поликлиническим учреждением следует рассматривать:
- маркетинговые разработки и их внедрение в сферу оказания многопрофильных лечебно-профилактических услуг населению конкретной территории;
- оптимизацию организационного механизма системы управления учреждением;
- обеспечение повышения эффективности лечения, как в процедурном отношении, так и в качественном;
- внедрение эффективной оценки качества предоставляемых медицинских услуг в сфере диагностики и непосредственного лечения и др.
Указанное направление должно привести к улучшению медицинских и финансовых показателей функционирования рассматриваемых учреждений.
Задачи совершенствования управления деятельностью в амбулаторно-поликлиническом учреждении
Провозглашенные цели и задачи совершенствования управления медицинской отраслью и в частности функционированием амбулаторно-поликлинического учреждения требуют:
- внедрения новых инструментов и мероприятий управления во все элементы структуры медицинской системы страны, а на уровне учреждений – во все элементы внутриорганизационной структуры;
- формирования и внедрения модели комплексного управления всеми процессами в отрасли, а на уровне учреждения – всеми внутриорганизационными процессами.
При этом необходимо отметить, что амбулаторно-поликлинические учреждения не должны отказываться от наработанного ими корпоративного опыта полностью. Напротив, на основе такого опыта амбулаторно-поликлиническим учреждением должно быть принято решение о выборе наиболее эффективной модели управления учреждением.
В качестве наиболее перспективной модели управления сегодня следует назвать стратегическое управление, которое позволяет четко определить миссию деятельности учреждения, а в соответствии с миссией – стратегические и оперативные задачи управления.
Такое управление предполагает внедрение инструментов прогнозирования и планирования, формирования гибкой системы управления, которая легко адаптируется к внешним и внутренним изменениям.
Кроме того, понимание и реализация миссии учреждения позволяет вовлечь в решение стратегических задач и достижение социально полезного эффекта функционирования учреждения трудовой коллектив. Здесь каждому работнику становится понятна его роль в функционировании всего учреждения, в решении важной социальной задачи обеспечения диагностики и лечения населения.
Важным направлением совершенствования управления амбулаторно-поликлиническим учреждением выступает внедрение эффективных механизмов оценки.
Здесь важно подчеркнуть, что система мониторинга качества лечебно-диагностического процесса должна строиться на основе обобщения экспертных исследований, что, в свою очередь, позволяет получить количественные критерии оценки уровня и качества лечебно-диагностического процесса по выбранным параметрам.
Используемая сегодня система мониторинга характеризуется наличием значительного числа параметров оценки, их неоднородность, что в конечном итоге не позволяет получить комплексного представления об уровне эффективности деятельности конкретного амбулаторно-поликлинического учреждения.
В качестве основных параметров для оценки эффективности следует использовать:
- оперативность, доступность, эффективность приема регистрации и ведения пациентов, в том числе документационного оформления указанных процессов;
- обоснованность и оперативность в назначении лечения в соответствии с диагнозом;
- доступность и эффективность дополнительных методов и инструментов обследования и, соответственно, коррекции назначенного лечения;
- эффективность лечебного воздействия.