Служебное поведение – это система действий и поступков лиц, замещающих должности государственной службы для реализации функций и задач публичного управления в рамках служебных полномочий и компетенции соответствующего должностного лица или органа публичного управления.
Значение совершенствования служебного поведения
Эффективность функционирования системы публичного управления связывается с эффективностью организации и функционирования государственной службы. Поэтому сегодня в качестве ключевых направлений совершенствования механизма публичного управления рассматривается задача оптимизации деятельности государственных и муниципальных служащих, прежде всего, привлечение и сохранение в системе публичного управления на должностях государственной и муниципальной службы высококвалифицированных, ответственных, добросовестных специалистов, осознающих общественную значимость и ценность гражданской службы.
Такой подход в полной мере обоснован, поскольку конституционные гарантии и принципы демократического устройства, правового государства и гражданского общества получают свое непосредственное воплощение в том числе и в ежедневной профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих по реализации государственных и муниципальных функций и задач.
При этом ввиду высокой социальной значимости указанной деятельности большое значение приобретает не только профессионализм лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, но и:
- добросовестное, ответственное отношение к должностным обязанностям;
- уважение прав личности, конституционных основ организации публичной власти со стороны государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, важной составляющей эффективного функционирования института государственной и муниципальной службы выступает служебное поведение.
Понятие служебного поведения
Высокая социальная значимость профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, как отмечалось выше, определяет требования не только к профессиональным чертам, но и к внутренним качествам лиц, претендующих или замещающих должности государственной или муниципальной службы.
Для эффективной организации и функционирования государственной службы необходимо обеспечить надлежащее служебное поведение государственных и муниципальных служащих, прежде всего соблюдение морально-этических требований.
Этические требования во всех сферах общественной жизни выступают важными регуляторами взаимодействия между членами общества, гарантируют взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности.
Этику служебной деятельности следует рассматривать как вид профессиональной этики, которая подразумевает, что поведение служащего, его взаимодействие с коллегами, руководством, населением, иными органами управления должно соответствовать морально-этическим требованиям, утвердившимся в обществе.
По своему содержанию морально-этические требования к служебному поведению включают следующие направления:
- требования, которые определяются наличием у служащих властных и распорядительных полномочий, что предполагает компетентность, инициативность и пр. служащих:
- требования в отношении соблюдения дисциплины – пунктуальность, аккуратность, строгое следование законам, подзаконным актам, в том числе административным регламентам;
- требования к деловому общению. Эти требования выступают гарантом равно уважительного, корректного, тактичного отношения к гражданам, организациям, коллегам, руководству, представителям иных органов публичного управления;
- требования, которые определяются социальным назначением служебной деятельности. Поскольку государственные и муниципальные служащие решают важнейшие общественные задачи в рамках реализации функций публичного управления, наделены, соответственно, властными полномочиями, им следует воздерживаться от нарушения морально-этических требований не только в процессе реализации профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Иными словами, самообладание, рассудительность, уважительное отношение к другим людям, тактичность, добросовестность должны быть качествами, характеризующими не только служебное поведение служащего, но и его образ жизни в целом.
Основные направления совершенствования служебного поведения
К числу негативных аспектов служебного поведения государственных и муниципальных служащих, которые не дают в полной мере реализовать потенциал института государственной и муниципальной службы, можно отнести следующие:
- недобросовестное отношение служащих к собственным полномочиям и функциям государства в целом, в том числе распространение коррупционного поведения в системе публичного управления;
- недостаточный профессионализм государственных и муниципальных служащих;
- незнание и несоблюдение общечеловеческих этических норм, профессиональных этических норм;
- отсутствие потребности в активном профессиональном и личностном развитии и др.
Вышесказанное актуализирует в качестве приоритетных направлений совершенствования служебного поведения:
- разработку и активное внедрение в повседневную профессиональную деятельность государственных и муниципальных служащих этических кодексов;
- привлечение на должности государственной и муниципальной службы на конкурсной основе высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами, в том числе добросовестностью, ответственностью, инициативностью, доброжелательностью, самокритичностью;
- утверждение в правосознании населения неприятия к коррупционному поведению;
- усиление общественного контроля над функционированием органов публичного управления и деятельностью служащих;
- всестороннее поощрение и формирование благоприятной среды для профессионального развития и саморазвития государственных и муниципальных служащих, в том числе посредством использования новейших методов и методик профессионального развития, в том числе организации тренингов, деловых игр и пр.