Система управления АО с государственным участием – это корпоративная система, опосредующая процессы организации внутренних отношений в коммерческом обществе для урегулирования отношений между руководством общества и владельцами общества, прежде всего государством, для согласования интересов сторон и обеспечения за счет деятельности общества социально значимых интересов государства.
Значение системы управления АО с государственным участием
Всякая организация как субъект экономических отношений предполагает формирование и функционирование системы внутренних корпоративных отношений. Выбор конкретной модели взаимоотношений внутри организации зависит от цели корпоративного управления.
При этом, исследуя корпоративное управление в АО с государственным участием, необходимо отметить следующие специфические характеристики внутренней организации системы управления:
- невозможно формирование универсальной, единой концепции внутреннего управления в АО с государственным участием, которая бы была эффективной в любой сфере экономической деятельности;
- эффективная организация корпоративного управления не предполагает выбор исключительной модели, напротив, возможно использование отдельных элементов разных моделей корпоративного управления для наиболее полного удовлетворения интересов государства, частных инвесторов, общества;
- модель организации внутренних отношений в коммерческом обществе – это постоянно развивающаяся система, которая претерпевает влияние внутренних и внешних факторов и должна адаптироваться под запросы собственников и цели функционирования.
Перестройка общественных отношений в 1990-е годы и последовавшая приватизация государственного сектора привела к тому, что масштабы участия государства в экономике существенно сократились. При этом государство остается одним из крупнейших собственников и активно участвует в акционерных обществах. Участие государства в акционерных обществах всегда имеет социальное и экономическое значение. Это связано с тем, что в рыночных условиях вмешательство государства в экономические отношения для эффективного функционирования рынка должно быть обоснованным, поэтому государство участвует лишь в тех коммерческих обществах, которые имеют стратегическое значение для:
- безопасности государства;
- обеспечения обороноспособности государства;
- развития и реализации научного потенциала государства;
- обеспечения общественными благами населения государства или отдельной территории и пр.
Необходимость выбора эффективной модели корпоративного управления в АО с государственным участием обусловлена тем обстоятельством, что государство участвует в обществах совместно с частными инвесторами и в современных рыночных условиях государство не должно навязывать частным инвесторам свою позицию, а стремиться к эффективному государственно-частному партнерству, когда интересы обоих сторон учитываются и обеспечиваются. Такой подход способен обеспечить прогрессивное экономическое развитие в приоритетных для российской экономики отраслях. Если же государство будет использовать свои властные ресурсы для подавления воли частных инвесторов, то инвесторы откажутся от направления финансовых ресурсов в приоритетные для безопасности государства и развития экономики отрасли.
Проблемные аспекты системы управления АО с государственным участием
К основным проблемным аспектам системы управления АО с государственным участием можно отнести следующие:
- двойственное и противоречивое положение государства, поскольку государство одновременно выступает и собственником компании, и регулятором экономических отношений. Так, в частности Росимущество – это орган исполнительной власти, который реализует функцию управления федеральным имуществом и правоприменительную функцию в области имущественных и земельных отношений, и при этом реализует правомочия собственника, в том числе акционера;
- отсутствие системного нормативного правового регулирования корпоративного управления. Вопросы участия государства в корпоративном управлении регулируются сложной системой разнообразных подзаконных актов, которые предусматривают громоздкие процедуры принятия решений в отношении вопросов, вынесенных на повестку общих собраний, в выдвижении кандидатов в органы управления АО и пр. Это, в свою очередь, не позволяет обеспечить прозрачность принятия решений государством и создает неудобства для частных инвесторов;
- отсутствие стимула и мотивации, а также эффективной системы ответственности лиц, которые осуществляют управление АО с государственным участием. В теории и практике активно обсуждаются вопросы привлечения к управлению АО сторонних специалистов, а не государственных служащих. Однако вопросы привлечения таких лиц в систему управления АО с государственным участием остаются не урегулированными, в том числе не сформулированы четкие требования в отношении квалификации и специальных познаний таких лиц. Кроме того, не регламентированы процедуры отбора таких лиц.
Пути совершенствования системы управления АО с государственным участием
В качестве приоритетных направлений совершенствования системы управления АО с государственным участием можно выделить следующие:
- разграничение функций акционеров и менеджеров. Во многих коммерческих обществах с государственным участием собственники выполняют, как контрольные, так и управленческие функции, то есть субъект и объект контроля совпадают, что не позволяет обеспечить эффективность функционирования обществ, контролировать законность их деятельности. Потому видится обоснованной позиция, высказываемая в теории относительно запрета на участие собственников в непосредственном управлении;
- определение прозрачной и понятной системы формирования совета директоров в АО с государственным участием, в том числе четкой процедуры отбора кандидатов, установления требований к таким кандидатам и установления параметров оценки эффективности их деятельности. Кроме того, целесообразно определить количество представителей государства и независимых специалистов, привлеченных для управления в совет директоров и др.