Система профессионального развития государственных гражданских служащих – это нормативно регламентированная система образовательных, финансовых, организационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального развития лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, посредством получения ими дополнительного образования, повышения квалификации и пр., для наиболее эффективной реализации функций и задач публичного управления.
Сущность понятия «профессиональное развитие»
Компании, реализующие предпринимательскую деятельность, сегодня активно борются за человеческие ресурсы, поскольку это главный фактор эффективности бизнеса. В сфере государственного управления человеческие ресурсы выступают фактически инструментом реализации государственной политики: от эффективности, добросовестности и ответственности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, в конечном итоге, зависит эффективность реализации функций публичного управления, благосостояние населения.
Указанное актуализирует вопросы профессионального развития государственных гражданских служащих. Традиционно, в теории менеджмента профессиональное развитие рассматривается в качестве процесса профессиональной реализации за счет углубления имеющихся и освоения новых знаний и практических навыков и умений.
В теории государственного управления профессиональное развитие понимается как сложная целенаправленная деятельность, включающая следующие аспекты:
- профессиональное развитие посредством приобретения новых и углубления имеющихся специальных знаний, которое предполагает обучение и самообучение государственных служащих для приобретения специальных знаний и практических навыков;
- профессиональное развитие посредством развития карьеры, то есть продвижение по службе, которое предполагает полную реализацию потенциала государственного служащего для решения более сложных задач в системе государственного управления;
- профессиональное развитие личности, которое предполагает формирование деловых качеств, морально-нравственных установок, которые обеспечивают возникновение у служащего потребности в профессиональном саморазвитии, профессиональной самореализации при прохождении служебной деятельности.
Характеристика системы профессионального развития государственных гражданских служащих
Общественные отношения, в том числе с внедрением информационных технологий активно развиваются, усложняются, что актуализирует постоянное профессиональное развитие государственных гражданских служащих, призванных участвовать в упорядочении и в управлении такими отношениями.
В связи с этим основным направлением функционирования государственной службы является постоянное профессиональное развитие государственных служащих. Законодательно регламентированная система мероприятий профессионального развития не в полной мере отвечает современным тенденциям, в частности система дополнительного образования не ориентирована на реальные потребности служащего в приобретении специальных знаний и практических навыков в конкретной сфере публичного управления, где он осуществляет служебную деятельность.
Поэтому сегодня оптимизация системы профессионального развития государственных гражданских служащих осуществляется по следующим направлениям:
- формирование среды, стимулирующей служащих к самостоятельному профессиональному развитию, в частности это направление реализуется посредством учреждения и функционирования единого специализированного информационного ресурса, а также внедрения инструментов мотивации служащих к постоянному развитию в сфере профессиональной деятельности;
- оптимизация системы мероприятий профессионального развития государственных служащих. В систему государственной службы сегодня внедряются такие инструменты, как тренинги, семинары, деловые игры, а также изыскиваются дополнительные ресурсы финансирования профессионального развития служащих.
Основные направления совершенствования системы профессионального развития государственных гражданских служащих
В качестве приоритетных направлений совершенствования системы профессионального развития государственных гражданских служащих сегодня можно выделить следующие:
- распространение в системе государственной службы инструментов профессионального развития государственных служащих, в частности посредством использования опыта бизнес-сферы. Так, например, тренинги, семинары, круглые столы позволяют непосредственно перенимать опыт управления от высококвалифицированных специалистов;
- самостоятельное определение органом государственной власти направлений профессионального развития для служащих и определение перечня мероприятий, наиболее полно отвечающих потребностям конкретного государственного органа, в частности мероприятий по обмену опытом, обучающих мероприятий и пр.;
- координация деятельности органов исполнительной власти и образовательных учреждений для внедрения новых инструментов профессионального развития, в том числе проведение специальных курсов, специальных обучающих мероприятий;
- формирование на базе единой информационной системы государственной службы инструментов для профессионального развития исходя из нужд конкретных государственных органов;
- формирование среды для активного освоения государственными служащими информационных технологий, развитие компьютерной грамотности.
Реализация мероприятий по указанным направлениям позволит:
- утвердить новую концепцию профессионального развития, ориентированную на практику, на запросы конкретного государственного органа;
- внедрить информационные технологии в обучение, чем обеспечить доступность образовательных ресурсов для государственных гражданских служащих.
Отдельного внимания заслуживает дальнейшее расширение информационных платформ для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих.