Система пенсионного обеспечения в РФ – это система экономических, организационных, правовых институтов и средств, обеспечивающих за счет ресурсов специального фонда, формируемого посредством отчислений работающего населения, компенсацию оплаты труда и других выплат, утраченных ввиду наступления старости или инвалидности, а также компенсацию нетрудоспособным членам семьи застрахованного кормильца таких выплат, утраченных из-за смерти застрахованного.
Значение совершенствования системы пенсионного обеспечения
Функционирование системы пенсионного обеспечения должно гарантировать компенсацию гражданину утраченного заработка в связи с наступлением старости или инвалидности за счет средств, накапливаемых в специальном фонде для такой компенсации. Таким образом, эффективность функционирования системы пенсионного обеспечения связывается с эффективностью решения задачи компенсации утраченного заработка за счет ресурсов, аккумулируемых работающим населением в специальном фонде. Если же ввиду демографических, экономических, правовых и иных причин, функционирование системы пенсионного обеспечения не позволяет гарантировать пенсионные права граждан, она подлежит реформированию и оптимизации.
В соответствии с федеральным законом 2018 г. в России для преодоления проблем функционирования пенсионной системы проводится постепенное повышение пенсионного возраста, то есть возраста, который дает право гражданину получать:
- страховую пенсию по старости;
- пенсию по государственному обеспечению.
Предусмотренные изменения вводятся в систему пенсионных отношений поэтапно, за счет регламентации длительного переходного периода, завершение которого предполагается в 2028 г. По итогам этих изменений пенсионный возраст граждан будет повышен на 5 лет и для женщин составит 60 лет, а для мужчин 65.
Названные изменения функционирования системы пенсионного обеспечения направлены на преодоление кризиса пенсионной системы, что позволит в существующих демографических условиях обеспечить пенсионные права будущих поколений.
Повышение пенсионного возраста
Ключевые изменения системы пенсионного обеспечения, связанные с повышением пенсионного возраста, будут реализованы в течение длительного переходного периода, который планируется завершить в 2028 г. Для обеспечения плавного перехода к новым правилам пенсионного обеспечения в первые годы такого перехода предусматриваются льготные условия выхода на пенсию. Так, в частности, для тех лиц, которые в соответствии с нормами прежнего пенсионного законодательства должны были выйти на пенсию в 2019-20 гг., предусматривается возможность начать получать пенсию за 6 месяцев до установленного новым законодательством для переходного периода срока. Так, женщины, родившиеся в 1964-65 гг., и мужчины, родившиеся в 1959-60 гг., в соответствии с новыми правилами в 2022 г. смогут начать получать пенсию в возрасте женщины соответственно в 56,5 лет, мужчины – в возрасте соответственно 61,5 лет. При этом в рамках переходного периода продолжают действовать правила в отношении стажа трудовой деятельности и пенсионных коэффициентов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости. Так, соответственно для выхода на пенсию в 2022 г. требовалось 13 лет стажа и 23,4 пенсионных коэффициентов.
Важно подчеркнуть, что оптимизация функционирования системы пенсионного обеспечения в части повышения возраста выхода на пенсию не распространяется на пенсии по инвалидности. Такие пенсии продолжают устанавливаться лицам, потерявшим трудоспособность, независимо от их возраста при установлении соответствующей группы инвалидности.
По завершению переходного периода пенсии по старости с 2028 г. будут назначаться женщинам с возраста 60 лет, мужчинам – с возраста 65 лет.
При этом действующим законодательством предусмотрено исключение из общих правил повышения пенсионного возраста для лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии. К числу таких лиц относятся:
- лица, которым пенсия назначается раньше общеустановленного возраста в связи с работой во вредных, опасных и тяжелых условиях;
- лица, которым пенсия назначается раньше установленного возраста из-за состояния здоровья или в связи с иными обстоятельствами социального характера;
- лица, которым пенсия назначается раньше общеустановленного возраста в связи с радиационными и техногенными катастрофами;
- лица, которым пенсия назначается раньше установленного возраста из-за работы в летно- испытательном составе, а также по причине участия в испытаниях и проведении исследований в указанной сфере и др.
Система гарантий, установленных для лиц предпенсионного возраста
Для лиц предпенсионного возраста действующим законодательством предусматриваются меры социальной поддержки и иные льготы, которые предоставлялись ранее по достижению пенсионного возраста, в том числе:
- предоставление бесплатных лекарств;
- предоставление льготного проезда на транспорте;
- предоставление скидки для оплаты капитального ремонта и иных коммунальных и жилищных услуг;
- освобождение от земельного и имущественного налогов и др.
С 2019 г. лица предпенсионного возраста также получили новые меры поддержки в том числе:
- ежегодную диспансеризацию;
- дополнительные гарантии занятости. Так, действующим законодательством за увольнение лиц предпенсионного возраста или за отказ лицам предпенсионного возраста в приеме на работу предусмотрены административное и уголовное наказания.
Предоставление большей части указанных мер поддержки для лиц предпенсионного возраста осуществляется за 5 лет до назначения пенсии в соответствии с условиями нового законодательства для переходного периода.
Новеллы по оптимизации функционирования системы пенсионного обеспечения включает также повышенную индексацию страховых пенсий, которая должна обеспечить рост пенсии, превышающий рост инфляции. Федеральное правительство наделяется правом проводить дополнительную индексацию фиксированной выплаты к пенсии.