Совершенствование механизма тарифного регулирования в сфере теплоснабжения – это разработка и реализация мер, направленных на оптимизацию тарифов на услуги теплоснабжения за счет обеспечения сбалансированности доходов от этих тарифов и затрат на оказание услуг.
Общая характеристика сложившейся ситуации в сфере тарифного регулирования теплоснабжения
В российской финансово-экономической практике к числу наиболее значимых проблем можно отнести затратную основу построения тарифной системы, обеспечивающую формирование неверных экономических сигналов, как для поставщиков, так и для потребителей услуг теплоснабжения. Такой подход к тарифному регулированию в сфере теплоснабжения формирует барьеры, снижающие эффективность указанной отрасли.
Сфера теплоснабжения на сегодняшний день применяет одноставочный тариф, не соответствующий условиям рыночной экономики. Предприятия, осуществляющие теплоснабжение, не получают выгоды от энергоснабжения потребителей за счет снижения объемов продаж и сохранения постоянных затрат, не компенсируемых потребителями. При различной себестоимости производства высокопотенциального и низкопотенциального тепла применяется одинаковой тариф, не стимулирующий потребителя к использованию полного энергопотенциала теплоносителей.
Существование тарифной системы ведет к возникновению проблемы нехватки инвестиций, низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Как следствие, сфера теплоснабжения испытывает проблемы:
- изношенности оборудования,
- потенциального энергодефицита,
- невостребованности инноваций,
- отсутствия научных исследований по проблемам теплоснабжения.
Рекомендации по совершенствованию тарифного регулирования теплоснабжения
Применение одноставочного тарифа выступает в качестве основного препятствия, снижающего энергоэффективность теплоснабжения. Специфика сферы теплоснабжения требует разделения затрат данной сферы на постоянные и переменные, при одновременном введении оплаты из-за присоединенной мощности и тарифа, отражающего затраты, зависящие от погодных условий.
Сфера теплоснабжения нуждается в разумном разделении затрат между потребителями, оснащенными счетчиками тепла и не имеющими их. Тариф на услуги сферы теплоснабжения должен содержать высокую фиксированную часть, позволяющую компенсировать всю совокупность постоянных затрат, включая нормированные потери тепла. Такой подход к тарифному регулированию позволит высвободить мощности на теплоэлектроцентралях.
Исключение нормативных потерь тепла из переменной части тарифа на услуги теплоснабжения обеспечит отказ их производителей от отпуска максимального количества тепла. Компенсация излишних гигакалорий за счет переменной части тарифа будет неполной.
Утверждение постоянной части тарифа, представляющей собой плату за присоединенные мощности, необходимо осуществлять с разбивкой по объектам обслуживания. Такая мера обеспечит создание системы мотивации, ориентированной на сокращение затрат каждого обслуживаемого участка. Помимо этого, появится возможность сравнивать стоимость обслуживания однотипных элементов на территории разных регионов государства. При формировании такого тарифа не следует отказываться от определенных ограничений, в том числе возможности пресечения избыточной дифференциации стоимости эксплуатации 1 км тепловых сетей по территории страны.
Совершенствование тарифного регулирования сферы теплоснабжения требует определения и признания истинных потерь тепла в тепловых сетях и котельных. Отказ при формировании тарифов от учета фактических потерь тепла не обеспечивает уменьшения тарифов, а увеличивает их за счет недофинансирования ремонта. Переход к нормативному способу установления тарифов в сфере теплоснабжения от затратного обеспечивает автоматическую замену принципа формирования прибыли: принцип «больше затрат – больше прибыли» меняется на принцип «меньше затрат – больше прибыли». Основу определения нормы прибыли, включаемой в тариф, обеспечивает принцип доходности капитала, а не доходности продаж тепла. Такая мера обеспечит повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения.
К числу мер совершенствования тарифного регулирования сферы теплоснабжения можно отнести введение понижающих коэффициентов к стоимости тепла в случае нарушения режима теплоснабжения, ведущего поставщиков к проведению дорогостоящих работ, направленных на повышение уровня надежности систем теплоснабжения. Также требуется введение коэффициентов, которые зависят от качества теплопотребления. В этих условиях необходимо отказаться от практики применения средней величины тарифов для населения. В отношении каждого конкретного здания необходимо установить оплату услуг теплоснабжения на основе определения количества потребленного тепла именно этим зданием, а не районом, городом. Сохранение сложившегося подхода не обеспечивает возможности энергосбережения.
Еще одним значимым направлением совершенствования тарифного регулирования в сфере теплоснабжения является повышение прозрачности механизмов формирования тарифов. Население и иные потребители услуг теплоснабжения должны иметь четкое представление относительно потребленного объема благ, величины тарифа, размера платы за оказанные услуги. Необходимо исключить вариант доначисления платы за услуги теплоснабжения по истечении нескольких месяцев ввиду выявления каких-либо дополнительных потерь тепла. Это способствует развитию недоверия у потребителя к теплоснабжающим предприятиям и росту социального недовольства.
Также необходимо отказаться от практики торга между теплоснабжающими предприятиями и тарифными органами, что способствует достижению привлекательности экономической деятельности в сфере теплоснабжения.
Совершенствованию тарифного регулирования в сфере теплоснабжения также будет способствовать упрощение процедуры формирования тарифов.